1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №286 (1631) за 16.12.2003

ХОЧЕШЬ В ДВОРНИКИ? ПРИХОДИ НА КОНКУРС

Не люблю начало месяца -- аккурат к пятому числу дворник приносит квитанцию по квартплате. При виде трехзначных чисел, "натикавших" за месяц пользования благами цивилизации, вздыхаешь, прикидывая, что еще примерно треть этой суммы нужно отдать за электроэнергию и телефон. Эх, если бы с таким же завидным прилежанием дворники убирали в наших подъездах, да вовремя вывозился мусор со двора, и чтоб жэковский слесарь приходил, не когда протрезвеет, а когда хозяину удобно. Мечты... Станут ли они реальностью?

Вообще-то поводом для написания этой статьи послужило не наше житие-бытие, в котором качество услуг зачастую не зависит от количества уплаченных за них денег, а конкретная проблема одного из кооперативных домов Оболонского района (о нем мы писали 20 ноября). Пытаясь вникнуть в суть конфликта, возникшего между председателем кооператива и районной администрацией, четко усвоила: наша жилищно-коммунальная сфера -- это такие дебри, что не запутаться в них по силам разве что гению. И проблема одного кооператива отражает ситуацию, сложившуюся в целом в отрасли.

По идее, жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) на сегодняшний день находятся в гораздо более выгодных условиях, нежели дома коммунальной собственности. Первым двум развязаны руки в выборе обслуживающих организаций. Но! Как показывает практика, они все же не могут обходиться без помощи районных властей, в частности УЖХ. Увы, размеры местных бюджетов явно не соответствуют растущим потребностям, чего таить, запущенного жилья.

По словам Галины Пилипенко, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Оболонской РГА, на их территории расположены 707 домов. 603 из них -- в коммунальной собственности района, на базе еще 87 созданы ЖСК и ОСМД, а оставшиеся 16 поделены по принципу 50х50: половина дома -- на бюджетном обеспечении, вторая -- самостоятельная. Предусмотренные райбюджетом средства, скажем, на капремонт, идут в первую очередь на потребности коммунальных домов. Посему ЖСК и ОСМД не остается ничего иного, как рассчитывать на свои силы. А их, увы, не хватает.

Как заметила управляющий делами районного ОСМД "Кристалл-5" Нана Санина, нынешняя жилищно-коммунальная система загонит в долги даже самого грамотного управляющего (председателя) дома. Пример -- те же квартирные счетчики тепла. Оказывается, они не учитывают расход гигакаллорий... полотенцесушителями, тогда как общедомовые счетчики "секут" все. Ежемесячно получается 13 грн. разницы с квартиры. Как быть? Чтобы расплатиться за тепло, приходится залазить в долги за свет. И наоборот.

Еще одна проблема -- несоответствие прописанных в квартире людей количеству реально проживающих. Если в кооперативных домах еще как-то можно вычислить "лишних" жильцов (хотя и тогда стребовать с них плату за расход той же воды нереально), то в коммунальных этим никто не занимается. Не менее актуальный вопрос с обслуживанием дома -- уборкой территории, вывозом мусора, текущим ремонтом и т. д. Это те 55--58 коп. за 1 кв. м, которые платят жильцы и коммунальных, и "самостоятельных" домов. Даже если эти суммы поступают исправно, жэки не работают усердней. И не потому, что не хотят, а потому что, по мнению Наны Борисовны, являются убыточными организациями. Причина? Тарифы, по которым отпускаются услуги предприятиям, выше тех, по которым рассчитывается население.

Короче говоря, запутано все в жилищной сфере. Но впереди -- просвет. Речь идет о Комплексной программе реформирования и развития жилищного хозяйства Киева на период до 2010 года, утвержденной Киеврадой этим летом. Она призвана поднять отрасль до европейского уровня, чтобы и прибыльной была, и за качество услуг, предоставляемых населению, не краснеть.

В рамках программы -- Пилотный проект реформирования системы управления жилищным хозяйством Оболонского района на период до 2006 года. Так случилось, что именно этот район посчитали достойным эксперимента. С одной стороны, его управленцы гордятся таким доверием, с другой -- хватаются за голову: с чего начать? По словам практиков, в частности Наны Саниной, во-первых, нужно навести порядок в нормативно-правовой базе и тарифной политике. Далее -- подготовить руководителей-жилищников. Ведь проект предусматривает создание на базе нынешних УЖХ так называемых служб заказчиков, которые на конкурсной основе будут отбирать предприятия, обслуживающие население. Это должно создать здоровую конкуренцию. Глядишь, и засверкают наши подъезды от чистоты и вкрученных лампочек, а за правом вывезти мусор со двора будут выстраиваться очереди. Дожить бы...