1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №286 (1631) за 16.12.2003

АНГЛИЧАНЕ ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СЕБЯ АМЕРИКАНСКОМУ КИНО

Третий фестиваль нового британского кино в Киеве Британский совет провел особенно широко, так как по первым двум форумам уже был виден повышенный интерес к этим программам. В результате кинотеатр "Украина", вынужденный делать ставку на раскрученное американское зрелище, рискнув показывать современные английские фильмы, абсолютно не прогадал -- оба зала были постоянно заполнены. Это очень неплохой показатель для всех прокатчиков: наши зрители европейское кино ждут и хотят видеть.

Для отображения панорамы британского кино были показаны десять фильмов последних двух лет, разные по темам, жанрам и стилистике. Среди них картины известных артхаусных режиссеров, таких как Денни Бойл (автор нашумевшей "На игле"), Дэвида Маккензи и дебютантов. Одна из них, Элисон Пиблз, вместе с продюсером Кэтрин Эйткен приехала на киевскую премьеру своего фильма "После жизни", которым и открывался фестиваль. Этот малобюджетный фильм (325 тысяч фунтов -- деньги шотландского государственного ТВ. Для сравнения: бюджет самой дорогой картины этого фестиваля "Девушки с обложки" -- 10 млн фунтов стерлингов), снятый в очень сжатые сроки, в августе получил приз зрительских симпатий на Эдинбургском международном кинофоруме. Симпатии вызывают не только известные актеры Кэвин МакКидд и Линдсей Данкан, но и удивительно удачно сыгравшая свою первую роль Пола Сэйдж. Сама страдающая болезнью Дауна, актриса и сыграла героиню-инвалида. За Полой было просто интересно следить, и ее игра в ансамбле известных опытных артистов, как сказала режиссер Элисон Пиблз, заставила критиков "снять шляпы".

Кроме просмотра самого фильма "После жизни", было интересно и поучительно узнать о подробностях его съемок. "Когда фильм малобюджетный, это значит, что нет денег даже на то, чтобы нормально покормить актеров" (прямо калька с украинского кино! -- Авт.),-- рассказала продюсер фильма. -- Мы жили на бутербродах, у нас не было роскошных трейллеров. И я благодарна актерам за такое терпение". А Элисон Пиблз, в прошлом театральная актриса и режиссер, рассказала о сегодняшней ситуации в кинопроизводстве Великобритании. "До этого фильма я сняла две короткометражки, так как их у нас сделать несложно -- есть много вариантов и схем. А вот снять художественный фильм -- очень сложно, тут уже вариантов намного меньше. А потом, мы постоянно чувствуем на себе давление: нас просто заставляют делать фильмы в подражание американским, которые бы зарабатывали кучу денег. Мы же пытаемся сопротивляться, ведь у нас свой, сугубо британский европейский стиль. Но такие фильмы не получают нужного финансирования, и в этом наше отличие от французов и немцев, которые, наоборот, поддерживают свою национальную независимость. В общем, нам сегодня нелегко сохранить самих себя".

А себя британские киношники показали так, что их можно разделить на две противоположные группы. Первая -- вызывающая оптимистичный, гуманный взгляд на человека и окружающий мир, и вторая -- отображающая мир, катящийся в преисподнюю, с опускающимися все ниже и ниже человеческими существами. К первым можно отнести мудрый фильм "Последние распоряжения" с яркими британскими актерами (один из них, Майкл Кейн, -- голливудская звезда), где как бы по спирали, в полунамеках и полутонах раскручивается история жизни и отношений четырех друзей. В комедии "Девушки с обложки" в очередной раз ярко провозглашается западная мысль о достижимости любым человеком поставленной цели -- чудеса совершаются обычными провинциалками-домохозяйками. Мистико-исторический фильм "Воин" стал дебютом режиссера индийского происхождения Асифа Кападия. Снятый в красивейших Гималаях, на языке хинди, он, хотя и несколько драматургически затянут, но эффектно "выстреливает" вечно актуальной истиной: за все в жизни нужно платить.

И совсем недаром пять фильмов из десяти -- с пометкой "до 18 лет". И герои, и их жизненные истории подаются подчас просто на грани шока, где желания и поступки болезненны и самоуничтожающи -- как в дебютном, путаном фильме "Принципы похоти"; или одиноки и безвыходно опустошены в ленте "Также известный как". Кульминацией человеческого беспредела не в аду, а на земле стала сцена линчевания в мистической драме "Последняя большая пустота". Наиболее американизированный, в самом худшем смысле слова, с заменой "живых" съемок на компьютерный эрзац, стал невнятный фильм "Это не песня про любовь". Человек действительно очень сложен, и потому в результате так хочется увидеть его простоту, которую кинематограф (будь-то европейский, американский или российско-украинский) в погоне за эпатажем и коммерцией показывает все реже...