1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №286 (1631) за 16.12.2003

РЕШИТЬ ТРАНСПОРТНУЮ ПРОБЛЕМУ СТОЛИЦЫ

Отмашка строить Подольский мостовой переход дана, но куда пойдет трасса громадного объекта на Левом берегу, сегодня не скажет никто. Дабы на Русановских садах пришлось сносить как можно меньше дач, мэр Киева Александр Омельченко поручил рассмотреть альтернативный проект сооружения. Изобретатель МСП (монорельсовых систем Попова) Евгений Попов предлагает свой вариант, который, по его словам, должен не просто развязать локальный вопрос, а стать первым этапом комплексного решения транспортной проблемы столицы. Столь серьезное заявление заслуживает внимания.

"ПОДОЛЬСКИЙ МОСТ НЕ НУЖЕН"

Предложение академика Украинской академии оригинальных идей на первый взгляд может показаться революционным и маловероятным, однако автор с помощью расчетов готов доказать сомневающимся, что оно -- правильное. Обо всем по порядку. Недавно мы писали о мнении Попова, что новые мосты Киеву не нужны вовсе. Мол, транспортные заторы возникают не из-за малой пропускной способности существующих переходов через Днепр, а из-за загруженности улиц и дорог у их въездов-выездов. Посему ни к чему строить Подольский переход, который не решит транспортную проблему Левобережья.

-- Конечно, хорошо иметь еще одну линию метро с провозной способностью свыше 50 тысяч пассажиров в час в один конец, но откуда взять такой мощный пассажиропоток для такого метро-моста? -- спрашивает Евгений Иванович. -- Практика показывает, что пассажиропоток мощен своей сменностью примерно через 4 километра пути транспорта. Такая возможность на 7-километровом мосту отсутствует, значит и рентабельность участка утопична. К тому же, проектом предусмотрено, что метро перед железнодорожной станцией "Огородная" уходит под землю, и мост становится чисто автомобильным. Значит, затраты будут двойными.

А куда деваться тысячам авто, приехавшим с Правого берега к бульвару Перова, ведь в районе авторынка сейчас ни пройти, ни проехать? Бульвар и так забит транспортом, а выход из него по узким улицам да еще с трамвайными путями ограниченный: движение по ним -- не более 12--15 километров час. Затруднены и выходы с Перова на Броварское шоссе и проспект Ватутина. Что будет с Подолом? "Закупорка" района станет просто смертельной. А тут еще проблема с тремястами дачами Русановских садов.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМ НОВЫЙ ТРАНСПОРТ

Что же Попов предлагает взамен Подольского моста? Связать берега Днепра с помощью МСП, построить две линии надземного (подвесного) монорельса.


Справка "Сегодня"
Монорельсовые системы -- экологически чистый, скоростной общественный транспорт, не имеющий равных по рентабельности, конкурентоспособности, техническому совершенству и не зависящий от потоков наземного транспорта, пешеходов и архитектуры.


-- В проекте я повторил трассу Подольского мостового перехода, поскольку она частично уже разработана, -- рассказывает изобретатель. -- Главное, уменьшить нагрузку улиц, ведь перестроить их фактически невозможно. Монорельсовые системы на "втором этаже", не пересекающиеся с "потоками", разгрузят часть автобусов, троллейбусов и трамваев. Создание трехуровневого пассажирского транспорта -- надземного, наземного и подземного -- должно успешно решить транспортные трудности в кратчайший срок. Конечно, развязки тоже нужно строить, но это второстепенная задача. К примеру, затратные реконструкции Московской и Севастопольской площадей не дали ожидаемого эффекта.

Итак, Евгений Иванович видит подвесные МСП вместо Подольско-Воскресенской и Левобережной линий метро. Монорельс от бул. Перова до Жулян по трассе, на которой начали строить мост через Днепр длиною 17 км и 12-ю станциями. В районе Русановских садов не придется сносить ни одной дачи, поскольку опоры шириною 2 м можно разместить на узких улицах между линиями участков. Кроме того, дачники получат станцию общественного транспорта. От станции метро "Тараса Шевченко" линия последует по Подолу, улицам Глубочицкой, Чорновола, пр. Воздухофлотскому, пересекая несколько крупных транспортных "артерий". В Жулянах -- депо.

Монорельсовая дорога "Троещина -- Харьковская пл." длиною 22 км предусматривает 18-й станций и два депо. Трасса последует по пр. Маяковского, бул. Перова (в районе авторынка -- пересадочный узел, а примыкание линий МСП не повлияет на наземные потоки), пр. Освободителей, ул. Строителей, Харьковскому шоссе. В отличие от Левобережного метро, монорельс "разрежет" пополам жилые массивы трех районов.

-- Пускать транспорт по пустырям -- бессмысленно. Пример -- тот же трамвай "в никуда", -- говорит изобретатель. -- Для прокладки подвесного МСП нет необходимости сносить дома и срезать деревья -- монорельсовый путь можно поднять в высоту до 20 метров. Не возникнет трудностей и при переходах через железнодорожные пути и автодороги.

Справка "Сегодня" Подвесной вариант дороги Попова дешевле "подземки" во много раз. Предусмотрены посадочные платформы, подземные и надземные переходы, пересадочные узлы, эстакады к автобусам и троллейбусам. На крышах эстакад можно установить пешеходные зоны над путями. Железобетонная надземная система защищает электрооборудование и ходовую часть от дождя и снега.

На технической стороне МСП (об этом "Сегодня" писала в мае) останавливаться не будем. Укажем лишь некоторые расчеты ученого. Семивагонные составы с провозной вместимостью 490 пассажиров и средней скоростью 50 км/ч будут ходить с интервалом в три минуты. На "жулянском" участке каждый поезд за час будет проходить 1,5 рейса, "левобережном" -- 1,2. На каждую линию необходимо 40 поездов. При коэффициенте сменности пассажиров в пути 4 км один поезд за час будет перевозить более 6 тыс. человек. За год составы первой линии способны перевезти более 1,27 млрд пассажиров, второй -- 1,32 млрд.

МОНОРЕЛЬС ДЕШЕВЛЕ МЕТРО

Маниловщина? "Отнюдь", -- отвечает Попов, доказывая экономическую целесообразность проекта. При коэффициенте заполняемости вагонов 0,7 и коэффициенте льготников -- 0,2 количество платных пассажиров составит в год порядка 715 млн ("Воскресенка -- Жуляны") и 740 млн ("Троещина -- Харьковская пл.") человек. Словом, при тарифе в 50 коп. в кассы поступят около 727,7 млн грн.

По подсчетам изобретателя, капитальные затраты на сооружение участка МСП от Воскресенки до Жулян вместе с переходом через Днепр составят 623 млн грн., тогда как Подольский мост "потянет" более чем на 2 млрд грн.

-- Известна стоимость строительства только мостового перехода, и ничего не сказано о дорогостоящих вагонах метро, депо, выходах с моста, -- говорит Евгений Иванович. -- Власти согласились финансировать явно неперспективный проект.

Годовые эксплуатационные расходы обеих участков МСП обойдутся в 300 млн грн. "Жулянская" линия окупится за три года (чистая годовая прибыль -- 208 млн грн.), а участок "Троещина -- Харьковская пл." -- за полтора. Для сооружения "левобережного" монорельса с двумя депо и вагонами необходимо 350 млн грн. Его чистая прибыль от эксплуатации -- 220 млн в год.

-- Прибыльность превзойдет все мои расчеты, -- уверен Попов. -- Если будет недогруз пассажиропотоков, ночью по МСП можно пускать грузовые поезда -- путевая структура выдержит подобные перевозки. Для этого я изобрел саморазгружающийся вагон.

ПРОБЛЕМА -- В ЧИНОВНИКАХ

Попов считает, что цены на проезд можно установить и 30-копеечные. Со временем построить еще один участок монорельса. Предлагается полукольцо от станции метро "Лыбидская" до Троещины, через Голосеево, Теремки, Большую Окружную дорогу, мимо Виноградаря и Оболони. Потребуется еще один переход для МСП через Днепр. Разработан экспериментальный участок монорельса от Южной Борщаговки до Вишневого. Ученый предлагает и однотоннельное метро с использованием МСП, но это отдельная тема.


Справка "Сегодня"
Легкие вагоны из высокопрочных материалов разделены поперек на семь купе с автоматическими дверями (сидения укрепляют кузова и уменьшают их массу на 20%), что исключает хождения нищих из одного конца вагона в другой. В купе -- 10 сидячих мест.


Все разработки Попова запатентованы и высоко оценены специалистами. Его монорельсовую дорогу называют проектом будущего (подобной нет в мире), однако тридцатилетняя борьба с чиновниками пока не принесла результатов. Проекты, на которые выделялись немалые деньги, были преднамеренно сорваны. Евгений Иванович считает, что прибыльный транспорт, не нуждающийся в многомиллионных дотациях, не нужен сильным мира сего. Изобретателю предлагали большие деньги, чтобы продал права на МСП за границу, но он отказался.

Минпромполитики Украины на обращения Попова ответило, что "научно-исследовательские организации и промышленные предприятия министерства готовы принять участие в разработке технической документации и изготовлении комплектующих изделий". Однако "решение о строительстве транспортной инфраструктуры с определением источников финансирования должно приниматься Минтрансом и городской властью".

На недавнем брифинге "Транспортная сфера столицы: проблемы и перспективы" начальник главного управления промышленности, транспорта и связи КГГА Валерий Кирьян пообещал:

-- Вынесем вопрос о монорельсовых системах Попова на научно-технический совет. Возможно, некоторые моменты из предложений изобретателя используем. К примеру, при реконструкции Труханова острова.

Но несколько чиновников от транспорта выступили против нововведения. Мол, не до жиру -- быть бы живу: будем и впредь развивать традиционный транспорт. К экономическим расчетам ученого следует подходить осторожно, а средства на экспериментальные участки его дороги из горбюджета выделяться не будут. И вообще, использование "легкого" метро и монорельса в других странах не везде оправдало себя. Следует отметить, что МСП к этим видам транспорта никакого отношения не имеет.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ДАЧ НАМЕРЕНЫ СТОЯТЬ ДО КОНЦА

Тем временем 123 владельца Русановских дач, поддерживающие вариант мостового перехода в обход их участков, пикетировали мэрию.

-- Пока Киеврада не утвердит альтернативный проект возведения моста, и не будут приватизированы участки с домами, мы никому и ничему не верим, -- заявили участники акции. -- Снова выставим пикеты, и будем стоять до конца.

Городской голова Александр Омельченко заверил: столичная власть постарается решить вопрос цивилизовано, учитывая интересы владельцев дач. То есть, уплатить предусмотренные проектом компенсации и предоставить новые земельные участки в пределах Киева, причем в местах не хуже, чем нынешние. Обещание щедрое, ведь вместо 4--5 соток люди получат наделы по 10--12 соток. Но вряд ли хозяева дач пойдут на попятную.

К концу декабря в районе Труханова острова должна быть построена первая опора Подольского моста. Вообще же, в ближайшие 4--5 лет в Киеве будет возведено 2 перехода через Днепр. Распоряжением Кабмина утвержден проект сооружения в 2004--2005 годах нового железнодорожно-автомобильного моста на участке "Киев-Московский -- Дарница", разработанного Минтрансом (стоимость -- 1,5 млрд грн., протяженность -- 1200 м). По словам мэра, предложения горадминистрации в проекте практически учтены, и в январе в генплан развития Киева до 2020 года внесут изменения. Оба перехода будут возводится независимо друг от друга и финансироваться из разных источников.