1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №289 (1634) за 19.12.2003

МУЗЫКАНТ В ЗАКОНЕ

В личном деле дирижера, в недавнем прошлом художественного руководителя Одесского национального филармонического оркестра, гражданина США Хобарта Эрла гуляет ветер. Нет элементарного заявления о приеме на работу, оформленных должным образом контрактов, на основании которых он трудился здесь 12 лет. Об окончании Лондонского колледжа и Принстонского университета говорят только ксерокопии на английском. Сам дирижер на рабочем месте отсутствует.

6 декабря Одесский национальный играл "Фантастическую симфонию" Гектора Берлиоза и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, который не исполнялся уже 17 лет. Но дирижировала заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук. Хобарт же находится в Америке. И не известно, вернется ли.

ПРИЕХАВ НА НЕДЕЛЮ, ОСТАЛСЯ НА ГОДЫ

Мистер Хобарт появился в Одессе, как говорят, на переломе -- в самые первые дни становления независимой Украины. А приехав для обмена опытом на неделю, остался на годы. Многим тогда было не до классики, хотя город у моря всегда был кузницей музыкальных талантов, имея в наличии знаменитую школу Столярского и не менее знаменитую консерваторию. Эрл принял руководство оркестром в тот момент, когда в возрождение коллектива мало кто верил. А он возродил его. Как говорят одесситы, оказался в нужном месте в нужное время. Забросал музыкантов идеями, которые попали на благодатную почву, и дело пошло.

Работали по 15 часов в сутки, в холодных помещениях, практически на "металлоломе", а не на инструментах. Но талант исполнителей сумел проявиться и на этом мрачном фоне. Об оркестре заговорили. Многих привлекало, что руководит им иностранец, причем в весьма своеобразной манере дирижирования. На одном из концертов Эрл неожиданно... выстрелил в воздух из стартового пистолета. Все вздрогнули, задремавшие зрители проснулись, а музыканты стали играть бодрее.

Сегодня оркестр знают в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Австралии, Германии, Швейцарии. Коллектив начал играть музыку композиторов, которая ранее в Украине не исполнялась. Пять симфоний Густава Малера в его исполнении до сих пор считаются непревзойденными по прочтению музыкального замысла. Международная слава оркестра стала основанием для присвоения ему статуса "национальный". Еще раньше Эрл был удостоен звания заслуженного артиста Украины.

-- У Хобарта очень большие достижения, -- говорит генеральный директор оркестра Аркадий Сапсович. -- Он вернул зрителя. У него уникальные формы общения с аудиторией: аннотации, реплики... И я не хочу его терять.

А Эрл считает: гендиректор стремится... выжить его из оркестра.

"САЛЬЕРИ ДЛЯ ГЕНИЯ"?

Аркадий Сапсович -- личность известная. Свою музыкальную жизнь он исчисляет с 1966 года. Из этих лет 23 года проработал в Одесской консерватории. Знатоки говорят, что его фонотека самая большая в городе. В последние восемь лет занимается серьезным бизнесом -- создал промышленно-коммерческую компанию.

Когда ему предложили занять пост генерального директора оркестра, первая реакция была: "Нет!" В декабре 2002-го с ним подписали договор на год. Приступив к обязанностям, Аркадий Александрович обнаружил: нет устава национального оркестра, нового штатного расписания (оклады в оркестре с таким статусом гораздо выше, чем в государственном), регистрации ни в одном контролирующем органе, печати, планов -- и тех нету. Как и дирижера. Эрл находился в Америке и каждый день слал письма с "ценными указаниями". Сапсович с такой ситуацией столкнулся впервые, но с 1 января нынешнего года перестал табелировать отсутствующего на работе дирижера и его жену, музыканта оркестра. Та прислала заявление об увольнении, супруг -- нет. По украинскому законодательству больше двух недель отсутствовать на работе нельзя даже без оплаты. А как быть в данном случае?

-- Учитывая, что Хобарт -- фигура значимая, -- поясняет директор, -- я не стал его увольнять, оставив решение вопроса до возвращения. Не ставил и не ставлю под сомнение квалификацию Мастера, но порядок есть порядок, и личное дело тоже необходимо оформить должным образом.

ЕЩЕ ОДНО ЯБЛОКО РАЗДОРА

На директора навалилась гора проблем, надо было ее разгребать. Начал с того, что написал проект устава, поехал в министерство. Там сказали, что есть типовой для национальных оркестров и выдали его. Одна строка этого документа стала новым "яблоком раздора". В новом уставе должность гендиректора и художественного руководителя объединена в одну. И назначен на нее был Аркадий Сапсович. До этого место не только дирижера, а и худрука занимал Эрл.

-- Сложилось определенное "клише", к которому все привыкли, -- поясняет Сапсович, -- что Эрл и художественный руководитель, и дирижер. Пусть так все и остается. Я его уговаривал и объяснял, что перед всем оркестром скажу это. Но устав не в силах переделать, это не моя прерогатива.

Хобарта такое положение дел не устраивало. Когда наконец в марте текущего года он появился в Одессе, то решил "восстановить справедливость". Сделать это красиво не сумел или не захотел. Как рассказывает Сапсович, за его спиной проводились неоднократные заседания худсовета (на которые, в соответствии с уставом, он должен был быть приглашен), составлялись письма-обращения с требованием "вернуть все как прежде". В письме от 3 июля, о котором случайно узнал директор, ибо оно отправлялось не через оркестровую канцелярию, а "личными ходами", он даже поставил свою подпись -- пусть рассмотрят этот спорный момент. В этот же день Хобарт Эрл принес свои планы. В них он дает себе право полгода отсутствовать в коллективе (активный сезон в оркестре -- 10 месяцев).

-- Можно приехать, отдирижировать и уехать, -- утверждает Аркадий Александрович, -- но претендовать на художественное руководство оркестром "виртуально"... Худрук, в моем понимании, это тот, кто постоянно работает над художественным уровнем коллектива. Уровень складывается из двух понятий: что играть и как играть. Так вот, если "что" еще можно слать в письмах из Америки, то "как" -- не получится.

25 июля этого года Сапсович направил в министерство свое обращение, где указал, что самым главным вопросом является "легализация работы Хобарта Эрла в Украине и оркестре". Что же касается его художественного руководства оркестром, то гендиректор счел "виртуальное" исполнение этих обязанностей из-за границы нереальным.

ПТИЦА В КЛЕТКЕ НЕ ПОЕТ? А ЕСЛИ "КЛЕТКА" -- ЗАКОН?

Сапсович понимал, что Хобарт все равно будет часто уезжать, и решил искать формы сотрудничества с ним. Ближе познакомился с главным дирижером Киевского камерного оркестра Романом Кофманом, который сегодня работает еще и главным директором Боннской оперы, главным директором Боннской филармонии, заведующим кафедрой Киевской консерватории, поинтересовавшись, как у него это получается. Тот ответил: "Везде контракты, которые закрываются актом о выполненных работах, и -- расчет по контракту".

Ту же форму сотрудничества предложил Сапсович и Эрлу. Новый генеральный связал воедино то, что раньше никто не делал: количество, сроки и сумму в один узел контракта. Американца это опять не устроило. Можно понять, почему. Зарплата в национальном оркестре высокая. Почему бы ее не получать круглый год, давая лишь "ЦУ" из Америки. В прежние годы, очевидно, так и делалось, ибо все табели против фамилии Эрла имеют "восьмерки", а в бухгалтерских ведомостях стоят подписи дирижера, его жены или того, кто получал деньги по доверенности (служебное расследование по настоянию прокуратуры на предмет проверки законного расходования бюджетных денег дало неутешительные результаты).

Впрочем, проект контракта мистеру Хобарту все равно пришлось подписать, хоть он сразу объявил директору, что сам контракт скреплять своим автографом до изменения устава не намерен. А проект подписал, потому что снова собрался уехать в Штаты, да визу не продлевали -- центр занятости якобы не выдавал справку о трудоустройстве.

Как стало известно "Сегодня", в конце октября в Министерстве труда Украины Эрл, как иностранный гражданин, получил разрешение на трудоустройство. И сразу покинул Украину, отправившись, по его словам, работать в Принстонском университете. В день отъезда, не зайдя в кабинет директора, он подал начальнику отдела кадров заявление на творческий отпуск до 10 января. Однако и кадровики, и юрисконсульт заявляют, что для сотрудников оркестра такой вид отпуска не предусмотрен.

Начальник ОК ставит в известность, что "период отпуска, о котором просит главный дирижер, составляет 75 календарных дней" (что противоречит украинскому законодательству. -- Авт.) Хобарт Эрл уехал, не дождавшись решения руководства предприятия о возможности предоставления ему отпуска... До отъезда Хобарта Эрла 27.10.03 контракт с ним не был заключен. 24.10.03 Хобарт Эрл подписал и передал в администрацию оркестра проект своего контракта. Дальнейшие юридические действия, со слов Хобарта Эрла, он доверил своему доверенному лицу из юридической фирмы... До настоящего времени по вопросу подписания контракта с главным дирижером в отдел кадров никто не обращался. Таким образом, Хобарт Эрл нарушил правила трудовой дисциплины предприятия, за что к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде выговора или увольнения (ст. 147 КЗоТ)".

-- Как поступать директору, не знаю, -- разводит руками Сапсович, по сути нарушающий закон. -- Уволить я его не могу. Представляете, что начнется? Это же всеобщий любимец.

Да, Эрл не может пожаловаться на отсутствие к себе внимания и любви со стороны городских властей. Ему дали отличную квартиру в центре города, говорят, подарили машину. Под патронатом мэра был создан благотворительный фонд "Музыкант", который благополучно пополнялся. Ему прощалось многое, если не все. Он мог панибратски похлопать по плечу начальника любого уровня и знал, что он -- Король.

-- Как я поняла, Эрлу не нравится ваша финансовая политика и то, что его официально лишили права называться худруком.

-- Думаю, его не устраиваю я, -- вздыхает Аркадий Александрович. -- Когда о моем назначении шли только разговоры, Хобарт уже слал сюда по электронной почте письма с требованием сделать все, дабы этого не допустить. Я их обнаружил случайно и был страшно удивлен -- раньше мы никогда и нигде с Эрлом не пересекались.

И 30 ТЫСЯЧ КОМПЕНСАЦИИ

Перед отъездом Хобарт обращался в прокуратуру и подал иск в суд, где обвинил Сапсовича в причинении ему морального ущерба: "Пережитое стало причиной потери веры в справедливость. Так, по вине ответчика был нарушен мой нормальный уклад жизни, затруднительным стало общение со зрителями, коллективом, близкими и друзьями, поскольку все интересуются происходящим... Обращаем внимание суда на то, что наличие морального вреда неоспоримо и безусловно...".

Вернуть веру в справедливость Эрлу смогут, по его мнению, 30 тысяч гривен -- такой счет выставил дирижер директору. Он также требует восстановления на работе по совместительству, назначения на должность председателя художественного совета Национального Одесского филармонического оркестра, внесения изменений в пункт 4.6 устава, согласно которому следует исключить фразу: "Главой художественного совета оркестра является генеральный директор".

Пока что ни одного заседания Приморского суда, где будет рассматриваться дело, не состоялось, но ожидание скандала уже витает в воздухе.

-- Эрл ставит вопрос так: есть только он, а Сапсовича быть не должно, -- говорит Аркадий Александрович. -- На мировую он не пойдет... Но буду я или кто-то другой, ему зададут те же вопросы. К тому же, нужен второй дирижер -- такая единица заложена в штате.

По плану в год оркестр обязан дать 60 концертов. Пусть, считает гендиректор, Эрл запланирует себе столько, сколько его устраивает (и получит из бюджета, конечно, только за них). Но кому отыгрывать остальные?

Ко двору пришлась Наталья Пономарчук. Она блестяще, чуть не с двух репетиций, провела концерты с оркестром и согласилась работать вторым дирижером. Хобарт обязал ее не оформляться, пока не даст добро он. Сейчас Пономарчук работает не в штате, а на хоздоговорных началах, гастролером (что крайне невыгодно в материальном отношении для коллектива).

-- В оркестре нет ни войны, ни мира, а во имя нормальной работы нужен мир, и он возможен только на условиях переговоров, -- вздыхает Сапсович. -- Я неоднократно пытался найти приемлемые формы работы с Эрлом, но в рамках закона. Тот на переговоры не идет.

-- И что будет с оркестром?

-- Он всегда останется лучшим в Украине.

Последнее слово -- за министром культуры Юрием Богуцким. Минкульт хочет, чтобы сотрудничество обоих Мастеров вошло в нормальные рамки. Получится?