1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №289 (1634) за 19.12.2003

МОЩЬ ВВС США ЗАРОЖДАЛАСЬ ПОД… ПОЛТАВОЙ

Отличная подготовка американских военно-воздушных сил сегодня известна во всем мире. Самолеты-бомбардировщики выполняли сложные задания своего правительства в Югославии, Афганистане, Ираке... Благодаря именно бомбардировочной авиации США удалось решить многие стратегические и тактические задачи в противостоянии с мировым терроризмом. Но мало кто знает, что мощь ВВС США зарождалась в... Украине, под Полтавой. И часто именно полтавские летчики были для американцев и консультантами и учителями.

Об этом я узнала случайно в фотомастерской председателя правления Союза фотохудожников Украины Николая Селюченко, который сегодня занят составлением уникального двухтомного сборника-фотолетописи второй мировой войны. Увидев там фотографии, сделанные во время операции "Френтик", я отправилась в Полтаву -- захотелось узнать побольше об этой советско-американской миссии, о которой ни раньше, ни сейчас, почему-то не вспоминают.

НА АЭРОДРОМ -- ОГОРОДАМИ

Моему вопросу, где находится Музей авиации и космонавтики, молодые полтавчане удивлялись: "А у нас такой есть?" Оказывается, есть. И не один, а целых два! Первый расположен под открытым небом, на территории военного городка. По дороге туда я прошла через три КПП, и ни на одном на меня даже не обратили внимания. Боясь заблудиться, я все же спросила у повстречавшегося солдатика: "А где здесь самолеты?". "Вам на аэродром? Тогда идите туда, через огороды...", -- махнул рукой парень. Брела я по грязище долго, то и дело цепляясь за баклажки неубранных тыкв. По дороге повстречался еще один военный, который любезно согласился провести меня к музею. На ходу, Юра -- так звали моего проводника, узнав, что я журналистка, с радостью стал рассказывать о нелегкой жизни современной авиации.

Наконец подошли к самолетам. Они были красивыми, как игрушки, но только огромные. Дежурный сказал, что тут, на аэродроме, современные боевые машины. Техники времен второй мировой здесь нет. Мне показали все, но когда я попросила разрешения сфотографироваться возле современных истребителей, солдат как отрезал: "Не положено -- стратегический объект!"

-- Операция "Френтик" в переводе означает "бешеный". Она разрабатывалась союзниками для поддержки военно-воздушных сил СССР летом 1944 года, -- рассказывает Дмитрий Кальный, директор Полтавского музея авиации и космонавтики. -- Главы правительств СССР, США и Британии приняли решение о сквозных "челночных" операциях. Суть их сводилась к тому, что, вылетая с аэродромов Англии или Италии, самолеты наносили бомбовые удары по вражеским объектам, но не возвращались на свои базы, а приземлялись на территории СССР. После техобслуживания, заправки и отдыха самолеты шли в обратном направлении. Аэродромы, пригодные для посадки тяжелых "летающих крепостей" построили в Полтаве, Миргороде и Пирятине.

Чтобы подготовить аэродромную базу для принятия американских бомбардировщиков, было создано специальное авиаобъединение. Командиром его назначили опытного фронтовика, генерал-майора авиации, Александра Перминова. И 14 апреля 1944 года в Полтаву прибыла первая группа американцев.

"ЮНКЕРСЫ" НЕОЖИДАННО НАРВАЛИСЬ НА "МУСТАНГОВ" И НЕМЦЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ГЛАЗАМ

Тогдашний посол США в СССР Гарриман сообщил наркому иностранных дел, что он нигде не встречал такого взаимопонимания как в Полтаве. Аэродромный узел был почти полностью уничтожен во время оккупации, но его удалось восстановить за один месяц! Эту работу можно назвать подвигом. Материальную сторону обеспечивали американцы, но строили -- наши. Одновременно на Полтавский аэродром могло сесть 350 "летающих крепостей". Заместитель командующего авиацией США в Европе генерал-лейтенант Эйкер написал командованию, что базы были подготовлены советскими специалистами лучше и быстрее, чем это делают его соотечественники.

И вот 2 июня 1944 года военная операция под кодовым названием "Френтик" стартовала. Американцы называли ее между собой "Френтик Джо". Если учесть, что прозвищем "дядюшка Джо" американцы окрестили Сталина, можно представить, как серьезно они к ней относились. Почти 130 "летающих крепостей" в сопровождении 70 истребителей, стартовав с итальянских аэродромов, успешно атаковали вражеские объекты и, "отстрелявшись", взяли курс на Полтаву. Этот боевой рейд американских ВВС совпал с открытием Второго фронта в Европе.

-- Конечно, американцы собрались нам помочь, когда стало очевидно -- победа будет за нами, -- смеется 82-летний майор Дмитрий Касьянов, специалист по разведывательной аэрофотосъемке, участник операции "Френтик". -- Но ребята они были хорошие, бомбили Германию, Берлин плечом к плечу с нашими летчиками... Кстати, вести бои на тяжелых бомбардировщиках учили их наши специалисты, -- уточняет Дмитрий Федорович. -- У них была неплохая техника, но не было настоящих асов, ведь, по сути, до открытия второго фронта "летающие крепости" ни разу не участвовали в жестоких масштабных боях.

-- Во время проведения операции, на первых порах, у американских летчиков были наши штурманы. Хотя до Украины американцы долетели сами, но одно дело просто пилотировать самолет, а другое -- вести бой, бомбить незнакомую территорию, -- рассказывает Николай Фадеев, лейтенант, летчик-истребитель, участник операции. -- Наши союзники оказались хорошими учениками, не прошло и месяца, как они освоились и уже летали сами. И неплохо летали, скажу я вам!

-- Вообще всего было проведено семь операций "Френтик", -- продолжает директор музея. -- Во время второй случилась трагедия: выполняя боевое задание один из американских бомбардировщиков был сбит. На его борту находился корреспондент, который вез фотоотчет об операции "Френтик-1" -- более 500 секретных снимков, сделанных на полтавском и миргородском аэродромах. Они-то и попали к врагу. Но командование об этом не знало, ведь информация была секретной.

Но есть и другая версия. О ней мне рассказал бывший специалист по аэрофотосъемке Дмитрий Касьянов. Якобы после удачных полетов, американские и наши летчики любили фотографироваться на фоне своих самолетов. Ходили слухи, что немецкий шпион работал под маской фотографа и снимал все, что ему было нужно.

Так это было или нет, но в ночь с 21 на 22 июня около сотни немецких бомбардировщиков совершили налет на Полтавский и Миргородский аэродромы. А на следующий день -- на Пирятинский. Все советские солдаты пытались спасти технику ценой собственных жизней.

-- Американские генералы были потрясены храбростью наших людей, -- продолжает Дмитрий Кальный. -- Почти месяц длился перерыв в полетах -- база была разгромлена. Но люди работали, и уже 22 июля началась операция "Френтик-3". Возвращаясь с задания эскадрилья "Мустангов" неожиданно столкнулась с группой немецких "Юнкерсов", которые бомбили окопы советской армии. Американцы атаковали и сбили около 40 самолетов врагов. Фашисты опешили, увидев американские истребители на территории Советского Союза! Ведь они были уверены, что стерли авиабазу с лица земли.

Последняя операция "Френтик-7" имела гуманитарное задание. Самолеты, вылетевшие с аэродромов Британии, были загружены не бомбами, а боеприпасами и продовольствием для восставших варшавян. К сожалению, они не успели. Фашисты подавили восстание до их прибытия. Американские самолеты вылетели с наших баз 19 сентября и больше на них не вернулись -- операция "Френтик" была завершена. Впоследствии, генерал Александр Перминов получил высокую награду от президента США Теодора Рузвельта -- "Орден за заслуги".

"Челночные" рейды нельзя назвать решающими в событиях второй мировой войны, но они приблизили нашу победу. Поэтому посол США в СССР Гарриман сказал тогда: "Мне кажется, мы боремся не на двух, а на одном фронте".

РУССКИЙ АМЕРИКАНЕЦ ЗНАЛ -- "ПОЛ-ЛИТРА" -- НЕ МЕНЬШЕ

-- За время работы мы очень сдружились с нашими коллегами, -- рассказывает Дмитрий Федорович Касьянов. -- Обменялись адресами, телефонами. Договаривались общаться после войны, приехать друг к другу в гости. Но наше начальство сразу после отлета американцев отобрало наши личные блокноты. Оттуда вырвали все страницы с адресами и разметали их в мелкие клочья. Жаль! Веселые ребята были. Помню их летчика-аса -- здорового дядьку, русского по происхождению, сына еще дореволюционных эмигрантов. Он говорил по-русски всего лишь нескольких слов. Приходил в кафе после боевого задания и просил официантку, причем совсем без акцента: "Мне пол-литра!". И тут же под восхищенными взглядами коллег залпом выпивал бутылку. Но, в основном, американцы все же отдавали предпочтение шампанскому. Как-то начальство уехало, а я остался дежурным по базе. Вдруг слышу выстрелы со стороны самолетов. Прибегаю, а это их пилоты от радости за удачно выполненное задание напились шампанского и начали стрелять в воздух. Переполошили всю базу -- она же секретная, соблюдался режим тишины. Мы у них оружие отобрали -- те и не сопротивлялись -- и отправили нарушителей на гауптвахту до выяснения обстоятельств. Сидели они там вместе с нашими и всю ночь... песни распевали.

...Иду по скользкому бетонному аэродрому "стратегического объекта". В паре метрах от меня бабушка с внучкой рассматривают огромный самолет. Чуть дальше, весело повизгивая, белые пушистые щенки играют с друг другом. Через снеговые тучи проглядывает солнце. Тихо... Даже не вериться, что когда-то тут была война. "Про этот аэродром и операцию "Френтик" тут ходит легенда, -- рассказывает провожатый Юра. -- Будто бы, когда немцы бомбили авиабазу, американцы попрятались, а наши девушки из соседнего села Рябцы спасали горевшие американские самолеты. И все погибли..."

Глядя на снимок бомбардировщика Б-17, просто не представляешь, как можно сдвинуть с места и оттащить в сторону такую громадину ухватившись за... крылья! И тем не менее, это не легенда, а быль. Надежда Ивановна Пека, радистка вспоминает:

-- Аэродром начали бомбить внезапно. Никто ничего толком не понял. Горели почти все самолеты. А зарево было такое, что аж в Миргороде было видно. Наши солдаты, ухватившись за крылья, пытались оттащить пылающие "крепости" от еще не загоревшихся. Американцы же действительно спрятались. Может, струсили, а может, им дали такую команду... Кто знает, но 96 человек, которые хотели спасти "жизнь" самолетам, погибли. Среди них было и шестеро девушек, моих подруг, которые обслуживали зенитную установку... Сейчас в Полтаве есть памятник тем 96 смельчакам.

Кстати памятник -- груда камней и утонувший в ней пропеллер, тоже легендарный. Милиция уже перестала считать, сколько раз монумент обворовывали. Сначала исчезали буквы, потом пропал сам пропеллер, правда, виновников нашли, и реликвию установили не место. А два года назад на памятнике появились вызывающие надписи нацистского содержания и свастики, нарисованные белой краской.

Иду по аэродрому дальше, вдруг вижу здание с двумя флагами -- украинским и американским. Спрашиваю провожатого -- что это, "Френтик-8"?

-- Это предприятие по совместному уничтожению уже наших самолетов, -- невесело шутит солдат. -- Его специалисты режут современные истребители на части, на детали, а потом продают.

Стало грустно. Вместе летали, вместе воевали, вместе и режут своих железных, боевых друзей.

Парадоксы истории. Парадоксы судеб...