1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №290 (1635) за 20.12.2003

ЧАСТЬ ПЛАТЫ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ ОБЕЩАЮТ ВЕРНУТЬ

С нового года в Украине вступает в силу налоговая реформа, сулящая многим существенное пополнение карманов. Впрочем, ни Кабмин, ни налоговики не скрывают: главной ее целью является не столько рост благосостояния народа, сколько легализация спрятанных в глухой "тени" доходов и выявление косвенными методами подпольных Корейко.

Почти каждое из украинских правительств, оставляя после себя миллионные долги по зарплатам, социальным пособиям и пенсиям, списывало свою несостоятельность на то, что действующая система налогообложения отбивает у предпринимателя всякое желание работать легально. Отсюда проблемы с наполнением бюджета. То есть, по классикам, назрела тупиковая ситуация, когда "низы не хотят, а верхи не могут"... Сдвинуть ее с мертвой точки решился только нынешний Кабинет -- единственно известным путем снижения налогового пресса. "Решился" -- потому что поначалу это чревато еще большими потерями для бюджета. Ведь из опыта других стран (в том числе и России) известно: бизнес, привыкший работать в "тени", отнюдь не сразу сдает позиции. Насколько оправданным окажется риск, покажет время. А пока налоговики уже прикинули возможный недобор бюджета -- 1--2 млрд грн.

КОМУ ПОЛУШКА, А КОМУ -- АЛТЫН

Итак, согласно новому закону "О налогах с доходов физических лиц", с 1 января вместо нынешних пяти ставок подоходного налога (от 10% до 40%) на три года вводится единая, 13%-процентная ставка. Для обладателей средних и высоких доходов выигрыш очевиден: к примеру, при зарплате в 1000 грн. чистая экономия составит более 50 гривен, с 2000 грн. -- свыше 250 грн., а с 3000 -- больше 500 грн.! За такой куш есть уже есть смысл подумать о работе "по-белому".

Однако для "пересічного" гражданина, имеющего заработок, близкий к минимальному, подобное "снижение" налоговой ставки означало бы... увеличение поборов. Дабы этого не произошло, предусмотрена система налоговых социальных льгот. Они применяются к доходам, не превышающим месячного прожиточного минимума (382,74 грн.), увеличенным в 1,4 раза. В 2004 г. это составит 540 грн. Кроме того, новоявленных льготников разбили на три категории по степени "незащищенности". По ним "неприкасаемая" сумма составит 100%, 150% или 200% минимальной зарплаты (с 01.12.03 г. -- 205 грн.). Однако на так называемый переходный период льготы урезаны: на 2004 г. -- до 30%, 2005-й -- до 50%, 2006-й -- до 80%, и только в 2007 г. планируется выйти на 100%. Иными словами, с 1 января любой гражданин, получающий по основному месту работы не более 540 грн., имеет право на уменьшение облагаемого налогом дохода на 61,5 грн. (то есть, 30% от 205 грн.). С учетом всех поблажек и ограничений, имеющий минимальную зарплату выиграет "аж" 7,9 грн., со средней зарплаты в 450 грн. -- 17. И здесь -- по классикам: бедные должны становиться беднее...

ПОЛУЧАЯ ВЫИГРЫШ В КАЗИНО, НЕ ЗАБУДЬ... ВЗЯТЬ СПРАВКУ

Как известно, Кабмин освобождает от необходимости подачи декларации тех, у кого доходы не по основному месту работы не превышают определенной суммы. В будущем году это 1095 грн. Но если в семье есть, скажем, ученики или студенты, в налоговую вас приведет личный интерес -- возможность вернуть часть "кровных" по налоговому кредиту. Он подразумевает право на "уменьшение годового налогооблагаемого дохода на величину затрат, понесенных на приобретение некоторых товаров и услуг". А именно: средств, уплаченных в пользу учреждений образования и здравоохранения (как на обслуживание самого плательщика, так и членов его семьи первой степени родства); части процентов от ипотечного кредита на строительство жилья; денег, переданных в качестве пожертвований; взносов по договорам страхования жизни, в т.ч., негосударственного пенсионного страхования.

Как получить причитающееся по налоговому кредиту? По окончании года надо внести в декларацию все понесенные расходы, подтвердив их документально. Подоходный налог пересчитают и, если окажется, что взято лишнее, эту сумму переведут на личный банковский счет плательщика. Но при заполнении декларации нельзя переусердствовать, ведь понятно, что налоговый кредит не может превышать полученные доходы.

Однако не стоит обольщаться. Хотя Закон "О налогах..." и вступает в силу с 1 января, большинство перечисленных пунктов остаются "пустышками". Как сказано в его Заключительных положениях, о кредите на медуслуги можно заикаться только "с начала налогового года, следующего за тем, в котором вступит в силу закон об общеобязательном медстраховании"; по ипотеке -- когда начнет действовать закон об ипотеке, но не раньше 01.01.2005 г.; даже о компенсациях по негосударственному пенсионному страхования можно забыть на год, хотя закон о нем вступает в силу через 12 дней. То есть, с 1 января действуют только два вида налогового кредита -- на образование (но не более прожиточного минимума для трудоспособных граждан, умноженной на 1,4, т.е. на 2004 г. те же 540 грн.) и на благотворительность. Кстати, поход в налоговую предлагается также совершить... любителям азартных игр, чтобы занести в декларацию доходы от выигрышей. Предвижу скептические улыбки, но эти суммы тоже надо подтвердить документально, так что придется попросить в казино нужную справочку. Впрочем, как признают налоговики, показывать ли такие доходы, остается на совести игрока, ибо механизмов контроля здесь не предусмотрено. Так что в будущем году собирать справки и квитанции есть смысл только тем, кто платит за образовательные услуги -- в надежде, что держава не открестится от данного ею обещания.