1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №292 (1637) за 23.12.2003

КОМУ "СВЕТИТ" ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИЙ

С 16 декабря отделениями Пенсионного фонда прекращен прием заявлений о перерасчете пенсии, кроме тех граждан, кому она назначается впервые, а также подтвердившим право на получение пенсии по инвалидности. Прием возобновится с 5 января 2004 г., но уже в соответствии с новым законом.

Напомним, что все без исключения пенсии должны быть пересчитаны по документам, находящимся в личном пенсионном деле каждого, и выплачиваться в новом размере, начиная с 1 января. В любом случае нынешняя пенсия снизиться не может. Но если она меньше 150 грн., и при этом пенсионер работал после ее назначения менее двух лет, то перерасчету в сторону увеличения она не подлежит. Однако, согласно постановлению Кабмина №1783 "О мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан", размеры всех пенсий будут повышены на 4,2% в связи с инфляцией (кроме социальных пенсий, пенсий по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве либо профзаболевания и пенсий в связи с потерей кормильца, получавшего пенсию по этим же причинам).

А как быть тому, кто имел право находиться на заслуженном отдыхе, но проработал после назначения пенсии свыше двух лет (это касается и пенсионеров, продолжающих трудиться доныне) и при этом желает, чтобы ему пересчитали пенсию с учетом этого стажа? Для этого, в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", он должен предоставить ряд документов. А именно:

-- заявление установленного образца, которое можно получить в районном отделении Пенсионного фонда;

-- копию трудовой книжки: первой страницы и тех, где указаны периоды работы после назначения пенсии;

-- для продолжающих трудиться -- справку с места работы: в ней не только должно быть указано, что имярек работает с такого-то года по данное время, но и номер и дата приказа о зачислении в штат;

-- справку о заработной плате. О том, за какой период работы этот документ выгоднее брать, расскажут сотрудники райотделения Пенсионного фонда после изучения личного дела обратившегося;

-- копию идентификационного кода;

-- копию паспорта (1, 2, 11 страницы).

Но самое главное: прием дополнительных документов продлен (по неофициальной информации -- пока до 1 апреля 2004 г.), причем С ПРАВОМ перерасчета и последующей выплаты повышенной пенсии, начиная с 1 января 2004 г. Последнее замечание важно потому, что все другие перерасчеты: установление льгот, выплат и доплат etc, как и прежде, начинают действовать только с МОМЕНТА обращения заявителя в соответствующий орган.

Казалось бы, все хорошо. Но тут свою "ложку дегтя" внес Пенсионный фонд. Упомянутое постановление №1783 было принято с учетом непопулярного предложения фонда: среднюю зарплату по Украине за 2002 г., которую используют для перерасчета пенсий, считать равной... 306,45 грн. Хотя Госкомстатистики определил: в прошлом году каждому работающему платили в среднем 376,33 грн. Обоснования председателя Пенсионного фонда Бориса Зайчука, озвучившего предложение задним числом "урезать" среднюю зарплату, таковы. Методика, по которой рассчитывалось, сколько каждый в среднем заработал за год, утверждена в 1995 г. и уже устарела. Ибо она учитывает все доплаты: на оздоровление, питание, проезд, одноразовые выплаты и так далее, с которых по закону взносы в Пенсионный фонд не отчисляются. Значит, по мнению г-на Зайчука, должны быть "две средние зарплаты": одна для иллюстрирования роста уровня жизни в стране, а вторая, существенно меньшая -- для расчета пенсий.

С одной стороны, логично: если "пенсионных" отчислений с таких доходов не было, значит, эти деньги не должны фигурировать в расчетах. Но с другой вышло, что из-за нерасторопности чиновников, вспомнивших об этом тогда, когда перерасчет пенсий уже шел полным ходом, возник правовой казус: одним пересчитали по старому закону, другим, начиная с 1 января 2004 г., это будут делать по-новому. Не говоря уже о том, что статья 22 Конституции Украины гласит: "При принятии новых законов или внесении изменения в действующие не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод". В связи с чем Комитет ВР по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов готов обратиться в Конституционный Суд, дабы выяснить правомерность "урезания" средней зарплаты задним числом.

А пока "суд да дело", посмотрим, используя методику расчетов Пенсионного фонда, на что могут рассчитывать неработающие пенсионеры после снижения средней зарплаты за 2002 г. почти на 70 грн.

К примеру, наивыгоднейший пенсионеру период для расчетов (он должен быть не менее 60 мес.) -- с 1987 по 1991 год, его трудовой стаж -- 40 лет. Средняя зарплата по стране (приведенная для расчетов к гривневому эквиваленту): 1987 г. -- 185,01 грн., 1988 г. -- 199,79 грн., 1989 г. -- 217,74 грн., 1990 г. -- 248,4 грн., 1991 г. -- 495 грн. Для наглядности будем считать, что работающий имел в эти годы зарплату чуть выше средней, соответственно 200, 210, 220, 250 и 500 грн.

Далее рассчитываем коэффициенты: 200:185,01=1,08102; 210:199,79=1,00105; 220:217,74=1,01038; 250:248,4=1,00644; 500:495=1,01010. Средний коэффициент за 5 лет получается равным 1,02180. Умножив его на "старую" среднюю зарплату за 2002 г., равную 376,33 грн., получаем исходные данные для расчета пенсии: 376,33х1,02180=384,53 грн. Эту цифру умножаем на коэффициент трудового стажа (за 40 лет он равен 0,4 -- из расчета 0,01 за год) -- размер новой пенсии выходит равным 153,81 грн.

Но аналогичный расчет с использованием средней зарплаты "по-зайчуковски" дает нам 125,25 грн., что на 28 с полтиной, или почти на 20%, меньше. Автор сознательно взял для иллюстрации зарплату, близкую к средней по стране, которую имело большинство нынешних пенсионеров. Лишняя гривня в день для них -- несомненное подспорье. Посему -- подождем: возможно, Конституционный суд удовлетворит обращение парламентариев и "старую" среднюю зарплату восстановят.