Выпуск газеты Сегодня №292 (1637) за 23.12.2003
И У ТЕАТРОВ БЫВАЮТ ТРОЮРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Один из трех государственных немецких театров "Талиа" не только имеет свою большую историю и традиции (в этом году он отметил 160-летие), но и довольно успешный сегодняшний день. В результате опроса критиков он назван театром 2003 года среди мировых немецкоязычных театров. И в Киев он привез один из своих знаковых современных спектаклей, написанных в... 1894 году. Пьеса классика немецкой драматургии Артура Шнитцлера была поставлена как остросовременная притча. Ведь сегодня, как и сто лет назад, людей волнуют те же личностные вопросы и боли. С одной стороны, они постоянно ищут надежность, определенность и человеческое тепло, а с другой -- свободу и нежелание брать на себя обязательства. В результате все чаще в душе поселяется пустота и разочарование. "Флирт" именно об этом. Что-то очень знакомое, лермонтовское прочиталось в самом содержании. Постановщик спектакля Михаэль Тальгаймер попытался показать, как он сам назвал, "людей без серцевины". "И мы построили для этой драмы "комнату прощания". Мне кажется, они идут туда, чтобы попрощаться с чем-то. Мои постановки рассказывают обо мне, о том, как я воспринимаю себя и свое время. В лучшем случае происходит передача, и зритель ставит вопросы пьесы самому себе". Остается только уточнить, что эта "комната прощания" получилась в результате, мягко говоря, необычной "обшивки" всего сценического пространства в серые цементные блоки. И когда в театре Леси Украинки узнали о таких декорациях, то поначалу заволновались, что подобная конструкция просто разрушит театр. Но зато, действительно, у зрителей весь спектакль остается ощущение пустоты и холодного одиночества героев".
Необычной оказалась и игра актеров, так как спектакль выстроен по принципу любимого немецким искусством брехтовского "театра представления", а не привычного нам "переживания". И потому не сразу наш зритель может переключиться, например, на "скоморошьи сцены" молодых актеров театра Феликса Кнопа и Фрици Габерланд, которые названы лучшими молодыми немецкими актерами уходящего года. Тем интересней увидеть и почувствовать другую театральную культуру и принять ее.