1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №293 (1638) за 24.12.2003

ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ ДАЖЕ ХОТЕЛИ СНЕСТИ. ЗА НЕНАДОБНОСТЬЮ

Эйфелева башня -- самый привлекательный туристический объект планеты. Ежегодно на вершину "стальной красавицы" поднимается шесть миллионов человек. Каждый путешественник, прибывший в Париж, первым делом пытается попасть на Эйфелеву башню -- чтобы, во-первых, запечатлеть себя у "главной достопримечательности", во-вторых, увидеть французскую столицу с высоты птичьего полета.

БАШНЮ ВОЗДВИГЛА... РЕВОЛЮЦИЯ

В 1889 году в Париже должна была пройти Всемирная выставка, приуроченная к 100-летию Великой Французской революции. Власти буквально увлеклись гигантоманией и, дабы поразить воображение современников, решились на сооружение, равного которому мир еще не видел. В 1886 году был объявлен архитектурный конкурс, победителя которого ждало щедрое вознаграждение. Всего было подано более ста проектов.

Инженер Гюстав Александр Эйфель выдвинул идею постройки трехсотметровой железной башни, которая должна была по высоте превзойти все созданные до нее сооружения. Говорят, правда, что автором проекта был не сам Эйфель, а два инженера из его компании -- Эмиль Нугуйе и Морис Коешлин. Они задумали некое подобие решетчатой конструкции на четырех опорах -- аналогичную технологию компания Эйфеля применяла при строительстве мостов. Тем не менее, Гюстав Эйфель поверил в этот проект и принялся рьяно отстаивать его преимущества. Он сразу же отправился в патентное ведомство и запатентовал на свое имя идею всей конструкции...

Оппоненты, однако, сомневались в успехе (не верилось, что на таких тонких с виду "ножках" может удержаться громаднейшее сооружение). Некоторые доказывали, что башня рано или поздно упадет, поскольку рядом протекает Сена, "подмачивая" грунт водами.

Однако Эйфель твердо верил в успех, упорно доказывая правильность расчетов. Его можно было понять: затея сулила творческую реализацию, известность, деньги (ведь строительство финансировалось из казны). В конце-концов смелую идею правительство поддержало. Кроме прочего, чиновники оценили несомненные преимущества проекта -- относительная быстрота осуществления и небольшие расходы.

И РАБОТА ЗАКИПЕЛА...

Правда, есть сведения, что проект башни был разработан задолго до официального объявления конкурса -- еще в конце 1884 года. Большая заслуга в этом деле принадлежит и главному плановику -- Морису Кёшлину. Для придания всему сооружению окончательного вида был приглашен архитектор Стефен Соверстер, который добавил каменную кладку у основания и круглые арки с четырех сторон. Всего за два года нужно было осуществить задуманное, перенеся идеи с бумаги в реальность...

В июне 1886 года Эйфель представил чертежи и расчеты в главный совет выставки, а уже в ноябре получил первые полтора миллионов франков ассигнований на строительство башни. 28 января 1887 года на левом берегу реки Сены напротив Йенского моста началось строительство. Компания занималась абсолютно всем: от разработки и производства металлических конструкций до монтажа. Во время закладки фундамента было проведено заглубление до пяти метров ниже уровня Сены, в котлованы были уложены блоки 10-метровой толщины. В каждый из четырех фундаментов для башенных "ног" были вмонтированы гидравлические прессы грузоподъемностью до 800 тонн. Они предназначались для точной регулировки вертикальности башни, проектный вес которой составлял 5000 тонн. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы.

Кроме способа монтажа Эйфелю предстояло решить ряд чрезвычайно сложных технических проблем. Во-первых, необходимо было рассчитать прочность башни под ветровой нагрузкой -- вопрос особенно злободневный после ужасной катастрофы самого длинного в те времена 85-пролетного моста Тай Бридж, который в декабре 1879 года рухнул под напором ветра вместе с ехавшим по нему пассажирским поездом. Эйфель решил эту задачу, придав боковым стойкам своей пирамиды такую кривизну, которая исключала значительные колебания.

Все это построили на участке земли, взятом в аренду на 20 лет. Наш гид -- девушка по имени Оксана -- рассказала, что самую высокую (по тем временам) башню смонтировали 250 рабочих в поразительно короткий срок -- за 26 месяцев. Полтора года ушло на уникальный фундамент, восемь месяцев -- на возведение стальных конструкций. Строительные работы были завершены 31 марта 1889 года.

ЧТО ЖЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Торжественное открытие башни состоялось через 45 дней с момента окончания строительства, сразу же после открытия всего комплекса Всемирной выставки. Что же получилось в результате? В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота достигла 320,75 метра, масса -- 8600 тонн. В процессе ее постройки было заклепано, извините за тавтологию, 2,5 миллиона заклепок. Эйфелева башня состоит из 15000 сваренных металлических деталей.

Башня состоит из трех уровней (или, если хотите, -- этажей). Первый находится на высоте 57 метров, его площадь -- более 4000 квадратных метров, второй -- 115 метров на площади 1400, третий уровень -- 276 метров на квадрате 18 на 18 метров. Третий этаж, в свою очередь, делится как бы на две площадки: застекленную и открытую. Над платформой находится небольшая лаборатория (изначально она предназначалась лично для Эйфеля), еще выше -- галерея-балкончик, под которым находится фонарь маяка. Четыре лифта поднимаются до второй платформы, пятый ходит от второй до третьей платформы. Первоначально лифты были гидравлическими, но уже в начале XX века их электрифицировали.

Физики рассчитали, что давление, оказываемое башней на землю, составляет всего четыре килограмма на квадратный сантиметр (такое же давление оказывает человек, сидящий на стуле). Колебание верхушки при самом сильном ветре -- не более 12 см. На башне одновременно могут находиться 10400 человек. Наилучшая видимость -- за час до захода Солнца (в эту пору, говорят, можно видеть окрестности в радиусе 70 километров).

На первой платформе был открыт ресторан. На второй платформе, на высоте 116 метров, газета "Фигаро" оборудовала свою редакцию. Экскурсанты даже забирались пешком на верхушку башни. Ее также использовали для метеорологических наблюдений и проведения первых экспериментов по созданию радио.

ПАРИЖАНЕ ТРЕБОВАЛИ: СНЕСТИ!

Многие парижане невзлюбили новую достопримечательность, были очень недовольны и даже возмущены, что башня "изуродовала Париж". Вспоминают, что Мопассан и Гюго ругали "стальное чудовище" и его авторов как только могли. Однажды Гюго застали в ресторане на башне. Когда друзья удивленно спросили, что же он там делает, тот остроумно ответил: "Это единственное место, откуда не видно эту гадость!"

К общественному мнению мэрия прислушалась. После того, как выставка закончилась, башню было решено... разобрать -- многие горожане (в том числе высокопоставленные) полагали, что она "не вписывается" в единый архитектурный ансамбль. Тем более, она изначально задумывалась как временное сооружение. Когда по каким-то причинам снос застопорился (говорят, из коммерческих соображений), парижане устроили демонстрацию, пытаясь заставить власти снести "железное чудище". Творение Эйфеля было спасено благодаря... радио: башня стала опорой антенн для радиовещания, (а потом -- телевидения и радарной службы).

Говоря современным языком, проект Эйфеля "окупился" в течении первого же года -- предприимчивые люди стали продавать билеты, дающие право на посещение башни. Позже здесь установили уникальную метеостанцию, где ведется изучение суточных колебаний атмосферного электричества, степени загрязнения и радиации атмосферы. Работает также передатчик, который обеспечивает связь полиции и пожарных.

Спроектированные Эйфелем лифты безотказно работали полвека и внезапно сломались в июне 1940 года, когда в Париж вошли немецкие войска. В течение четырех лет, пока во французской столице оставались оккупанты, башня была закрыта. Специально выписанные из Берлина инженеры так и не смогли наладить работу лифтов. Как только Париж был освобожден, администрация башни решила во что бы то ни стало починить лифты. Нашли старого механика -- он на полчаса спустился в подвал, "что-то где-то повернул", и подъемники, к великой радости парижан, заработали. Эйфелева башня снова стала символом Парижа, и ее первую увенчали трехцветным национальным флагом, который взвился над свободной французской столицей 25 августа 1944 года...

Вскоре после второй мировой  войны один торговец овощами изготовил фальшивые документы и попытался "продать" Эйфелеву башню голландской фирме по переработке металлолома. Однако французская полиция не дремала, и вместо предусмотренных "контрактом" 50 миллионов франков аферист получил... пять лет тюрьмы.

ГРЯДЕТ БОЛЬШАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ...

В ближайшее время парижские власти намерены объявить конкурс на лучший проект реконструкции Эйфелевой башни. По плану мэрии, непосредственно под башней (под землей) должны разместиться билетные кассы, музей, посвященный Гюставу Эйфелю, конгресс-центр, ресторан и, возможно, кинотеатр. Как сообщила местная газета La Repubblica, строительные работы планируется начать в 2007 году. А вообще косметический ремонт сооружение Эйфеля переживает каждые семь лет: на марафет уходит около 60 тонн краски...

Пару лет назад французские газеты рассказали о парашютисте, который прыгнул с третьего этажа Эйфелевой башни. 38-летний парижанин, "загримировавшись" под обыкновенного туриста, купил входной билет и на лифте поднялся на третий этаж, где спрятался до закрытия. Около полуночи он прыгнул с высоты 280 метров и приземлился у подножия башни на перекрестке, где был немедленно задержан полицейскими. Оказалось, парашютист, живущий неподалеку, поспорил с друзьями, что сможет совершить этот отчаянный прыжок... В ходе разбирательства нарушитель сообщил, что совершил прыжок "просто так, ради собственного удовольствия". Через день полиция отпустила его домой, предупредив, что за "удовольствие" придется заплатить крупный штраф.

Автору этих строк посчастливилось побывать на всех трех этажах башни. Отсюда открывается замечательный вид. В какую сторону ни посмотришь -- везде Париж. Вот змейкой протекает Сена. Вот тоненькие ниточки -- это парижские улицы. Вот зеленая шевелюра -- это Булонский лес. Повсюду -- маленькие, почти игрушечные здания... Весь Париж у ваших ног!

Башня выкрашена в светло-коричневый цвет (а вовсе не в серебристый, как предполагают многие). Она весьма устойчива, так как состоит из металлических реек и не имеет больших закрытых частей. Говорят, во время ветра шпиль башни раскачивается из сторону в сторону на несколько метров, хотя я, стоя на вершине, этого совсем не заметил!

Но перед тем, как зайти в лифт и подняться наверх, необходимо купить билет. У касс -- хроническая очередь: нашей группе пришлось подождать минут 30. Туристские автобусы прибывают постоянно. По данным многочисленных опросов, башня -- самый известный памятник в мире. За 113 лет творение Эйфеля посетило 200 миллионов человек. Интересно, что первые сто миллионов посетили башню за 93 года, а вторые сто -- всего за 19 лет. По прогнозам, в ближайшие два-три года уровень посещаемости вырастит еще в два раза!