Выпуск газеты Сегодня №271 (1616) за 28.11.2003
КТО ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ "ЗА БАЗАР"
Напомним предысторию: в упомянутом вердикте, принятом 26 декабря прошлого года, было заявлено: с 01.01.2003 г. нельзя платить работнику меньше 185 грн., а с 1 июля -- меньше чем 237 грн. "грязными". Уже тогда у многих экономистов эта цифра вызывала сомнение. Ибо, несмотря на неплохие темпы роста экономики Украины, найти за полгода деньги для повышения наименьшей зарплаты почти на треть казалось маловероятным. Ведь дело не только в том, чтобы добавить по 52 грн. наименее оплачиваемым, занятым, как правило, малоквалифицированным трудом (к примеру, санитарке в больнице). А как быть с медсестрой первой категории, проработавшей не один десяток лет и получающей около 240 грн.? Ей, выходит, добавка не положена, как и врачу, зарабатывающему ненамного больше, но имеющему несоизмеримую, по сравнению с санитаркой, квалификацию и ответственность за здоровье больных. Потому что денег на повышение их должностных окладов по тарифной сетке пропорционально наименьшей зарплате в казне просто не было. Чтобы не вызывать социальную напряженность, повышение минимальной зарплаты до 237 грн. парламент перенес на декабрь. Что будет с началом зимы -- смотри выше.
Решение о размере минимальной зарплаты принимал парламент. Однако, по логике председателя Бюджетного комитета ВР Петра Порошенко, "крайним" должно быть правительство. Дескать, плохо сработало. Хотя, по прогнозам, бюджет-2003 впервые за последние годы будет выполнен на 100%. Об этом сообщил руководитель соответствующего департамента Минфина Сергей Рыбак. Исходя из чего, специалистами Минфина проведены расчеты, показавшие: если минимальную зарплату сделать с 1 декабря равной 205 грн., а с 1.11.04 г. -- 237 грн., то уже в январе 2005-го, при условии, что темпы роста экономики сохранятся, ее можно будет довести до 262 грн. Причем с сохранением квалификационных соотношений в оплате работников бюджетной сферы. Об этом четко сказано в пояснительной записке к законопроекту бюджета-2004. Также в ней отмечено, что повышение с 1 декабря с.г. минимальной зарплаты до 237 грн. без учета темпов развития как экономики вызовет в следующем году негативные явления. Попросту говоря, государству либо придется задерживать выдачу части денег высокооплачиваемым бюджетникам, либо печатать ничем не обеспеченные банкноты. Из собственного опыта мы уже знаем, что такая эмиссия чревата ростом себестоимости товаров и услуг, резким повышением цен на потребительском рынке, безработицей.
Директор Национального института стратегических исследований Анатолий Гальчинский утверждает: "Искусственное повышение уровня минимальной зарплаты сразу отразится на росте ее задолженности. Мы это уже проходили. На сегодня в экономике сформировалось оптимальное соотношение между потреблением и накоплением и нарушить этот баланс недопустимо".
Профессионализм сотрудников Кабмина убедил большинство парламентариев пересмотреть ранее принятый закон. И это правильно, "ножки надо тянуть по одежке". Но возникает вопрос: кто должен отвечать "за базар" почти годичной давности, когда в Верховной Раде голосовали за то, что "с 1 января будет 185 грн., с 1 июля -- 237 грн."? Вероятно, не стоило тогда заниматься популизмом, чтобы теперь не "давать задний ход". Как говорится в официальном ответе Минфина на открытое письмо г-на Порошенко о недостатках проекта госбюджета-2004, "такие заявления политиков, которые относят себя к когорте финансистов, сводят на нет все их предыдущие профессиональные достижения и дискредитируют не тех, кого они критикуют, а их авторов".