Выпуск газеты Сегодня №299 (1644) за 31.12.2003
НА БРОНЕТРАНСПОРТЕРЕ -- СКВОЗЬ КАМЕННУЮ ЗАПАДНЮ
Двух капитанов -- командира штабной роты Олега Гутя и комвзвода Валерия Величко -- по праву называют первопроходцами. Они разведывали, а затем и прокладывали путь от базового лагеря нашей бригады в Эль-Куте до Эль-Хиллы, где расположен штаб многонациональной дивизии "Центр-Юг", а также до базы тылового снабжения воинских контингентов "Скания", откуда украинцам поставляют продукты питания. Водят ребята десятки единиц техники на Багдад и Басру. К подобным командировкам офицеры относятся как к вполне будничным. Хотя...
-- Никакой самоуверенности, самоуспокоенности и после нескольких месяцев службы в здешних условиях быть не может, -- говорит Валерий Величко. -- Привычный маршрут, где, казалось бы, изучен и знаком каждый метр, всякий раз выглядит иначе. Все-таки есть разница, днем его проходим или вечером, летом или зимой. Но погодные изменения – полбеды, главное – окружающая обстановка.
Это сегодня наши офицеры-"конвоиры" легко ориентируются на местности, назубок знают дороги в зоне ответственности украинской бригады. А поначалу, достав из полевой сумки подробную американскую карту, даже привязаться по незнакомой натовской системе координат им было не просто. Местные же жители -- советчики неважные.
С трепетом вспоминаются первые дни, когда наши БТРы буквально "в темную" продирались по узким улочкам иракских селений и городов. Впоследствии от такой практики движения через густонаселенные пункты отказались. Офицеры разыскали объездные пути, которые теперь активно используются и позволяют значительно экономить время и нервы.
Величко вспоминает, как однажды на обратном пути из Багдада в одном из населенных пунктов арабы завалили дорогу камнями. Ни развернуться, ни свернуть. Остановка в условиях ограниченной видимости – дело опасное. Капитан принял решение идти напролом. Его направляющий бронетранспортер успешно осилил три искусственных линии заграждения и вывел грузовики с провизией из западни. Изучив местность, разработали тактику преодоления сложных участков дороги: перекрестков, закрытых поворотов, мостов. Мелочей в Ираке не бывает.
Как настоящие дальнобойщики, офицеры научились постоянно возить с собой все необходимое -- спальный мешок, раскладушка, бритвенный прибор, набор для умывания всегда находятся в БТРах. Там же и запас пресной воды, продуктов в виде сухого пайка.
-- Большой дефицит в Ираке сегодня керосин, -- говорит Олег Гуть. – На доллар можно купить всего одну 20-литровую канистру, тогда как бензина марки АИ-95 -- полсотни литров. Удивительного в этом ничего нет. В домах многих жителей провинции Васит до сих стоят работающие на керосине древние обогреватели и старые лампы, о которых знаем только из сказок об Аладдине. Чтобы как-то помочь простым людям пережить зиму, командование многонациональной дивизии и украинской бригады взяло под контроль поставки стратегического нефтепродукта. С наступлением холодов наш контингент обеспечивает бесперебойную доставку керосина в провинцию Васит.
Ближайший крупный нефтеперерабатывающий завод находится на юге, возле Басры. Однако путь пролегает через Эль-Хиллу. Только там удается собрать необходимое количество машин-цистерновозов под выделяемый объем топлива. Фирма, выполняющая заказы Коалиционных сил, нанимает водителей с личными бензовозами или сдает транспортные средства в аренду. За трехдневный рейс водитель получает около 300 долларов США. По здешним меркам, это приличная зарплата солидного госслужащего. Рядовые жители рады и $20 в месяц, а жалованье воинов новой иракской армии, например, доходит до 60 долларов. Высокий оклад перегонщика отчасти компенсирует возможные риски, подстерегающие его на дороге.
25 бензовозов -- не предельное, но все-таки большое количество машин. Никакой слаженности, увы, не просматривается: одни вырываются вперед, другие отстают. Задача украинских военных состоит в том, чтобы обеспечить безопасность, а потому приходится все трое суток держать их в "ежовых рукавицах", навязывая строгие правила движения по дорогам.
...Тысяча с лишним километров до Басры и назад для выпускников Одесского института Сухопутных войск уже не проблема. В каждой боевой машине у наших миротворцев припасены гостинцы для иракских детишек. Те постоянно выбегают к дороге. Завидев украинских парней, застенчиво и приветливо машут руками. Просят не конфеты -- воду и хлеб. Нашим ребятам хочется верить, что более сытные и счастливые времена у этих малышей не за горами.