Выпуск газеты Сегодня №1 (1645) за 05.01.2004
ВЕСЬ ТЕЛЕШОП ТОРГУЕТ ЧЕРЕЗ ОДЕССУ
-- В рейтинге обманов потребителей телемаркетинг занимает первое место -- 70% всех жалоб, -- комментирует гендиректор Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз Лина Попова. -- Телешоп -- игра без установленных правил, потому нет методов борьбы. Сколько бы мы ни пытались разыскать продавцов, к примеру, просто обменять пояс для похудения на подходящий по размеру, все впустую. Консультант в Киеве дает телефон, как правило, в Одессе, там -- днепропетровский номер, в Днепропетровске дают адрес "Центра здоровья". Приезжаем, а там -- жилой дом, квартира, и никто из жильцов о телешопе и не слыхал. Когда узнаем адреса в налоговой по идентификационному коду, выходит, что есть дом, а такой квартиры нет, или на реальной улице значится несуществующее здание. Как же номера телефонов? Чаще всего мобильные, а городские зарегистрированы опять же на квартиры граждан, которые и не подозревают, что на них "висит" лишний номер.
Телеторговля -- головная боль во всем мире. Здесь замешаны огромные деньги. По словам Лины Михайловны, в ушедшем году Конгресс США провел слушания по этому поводу и ужесточил правила работы в эфире. Кстати, там БАД -- не пищевая добавка, а лекарственный препарат. Соответственно, он проходит клинические испытания. У нас же Минздрав и органы сертификации проверяют лишь содержание солей тяжелых металлов, превышение которых, в принципе, встречается редко.
Не согласна госпожа Попова и с точкой зрения наших специалистов по поводу суточной нормы микроэлементов в этих добавках. Ведь, к примеру, селен нам нужен, но превышение дозы -- опасно. Без специального анализа крови с полным физикохимическим раскладом никто не знает, сколько этого микроэлемента надо конкретному человеку. Здоровый организм берет вещества в нужных количествах, остальное уходит естественным путем. Но неизвестно, как поведет себя нездоровый или с нарушенным обменом веществ, а полные люди именно по этой причине имеют лишний вес. Согласно исследованиям американских эндокринологов, последствия бывают необратимыми.
-- Увы, предоставлять эфир подобной рекламе телевидению не запретишь. Зеленую улицу такой вакханалии дает сам потребительский закон, -- констатирует Лина Попова. -- Он настолько изуродован, что совершенно не соответствует Декларации ООН по защите прав потребителей! Из него исключена большая часть прав: на чистую окружающую среду, на информацию, на образование и здоровье. А поскольку мы перестали быть потребителями медицинских услуг, то предъявлять претензии по поводу ущерба здоровью без уплаты судебной пошлины не можем.