1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №2 (1646) за 06.01.2004

ИЗ-ЗА НОВОГО ЗАКОНА ТУРИЗМ ПОДОРОЖАЕТ

С 1 января вступил в действие "обновленный" Закон Украины "О туризме". Он окажет весьма существенное влияние на развитие туристического бизнеса, поскольку для предприятий отрасли устанавливаются новые, более жесткие, требования. По некоторым прогнозам, из пяти тысяч зарегистрированных турфирм останется от силы тысячи две, а цены на путевку выростут минимум процентов на 10.

-- Новый закон прежде всего защищает права потребителя, -- полагает глава Гостурадминистрации Валерий Цыбух. -- Этот документ мы называем "малой туристической конституцией", поскольку он очень четко и очень полно регулирует все вопросы, связанные с предоставлением туруслуг. Надо также понимать, что Закон защищает отечественный рынок туристических услуг.

Очень подробно Закон регламентирует правила заключения договоров на предоставление туруслуг. В договоре, в частности, должно быть записано, что туриста ознакомили со всевозможными "подводными камнями": сюда входят визовые ограничения, медицинские рекомендации (ведь поездки во многие страны людям с определенными заболеваниями просто противопоказаны), данные о фирме и ее финансовых возможностях. Турист также должен досконально знать программу вояжа, характеристику транспортных средств, которыми его будут возить, данные об отеле, где он будет проживать, сведения о местных обычаях и обрядах, и даже информацию о численности группы. Особой формой договора является туристический ваучер.

Турфирма, продавая путевку, обязана туриста застраховать (стоимость полиса уже включена в стоимость поездки). Впрочем, туристы имеют право купить полис самостоятельно. В договоре должен быть записан механизм предоставления медицинской помощи туристам (особенно пристальное внимание на это надо обращать при путешествиях за рубеж). Кстати, турист с помщью фирмы может застраховать и другие риски: к примеру, исчезновение багажа, запоздалое прибытие или непосещение каких-либо достопримечательностей.

В Законе также записано, что наше государство гарантирует защиту прав и интересов граждан Украины, которые путешествуют по зарубежью. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов украинских туристов (в тому числе возможна эвакуация из страны временного пребывания).

Самая главная новация, записанная в новом Законе, связана с четким разделением фирм на туристических операторов и туристических агентов. Туроператоры занимаются исключительно организацией и обеспечением создания туристического продукта, реализацией и предоставлением туруслуг, а также посреднической деятельностью, турагенты осуществляют только посредническую деятельность. Все фирмы должны иметь финансовое обеспечение своей ответственности перед туристами (ведь не секрет, что многие путешественники, заплатив немалые деньги, остаются разочарованными от поездок из-за некомпетентности гидов и экскурсоводов). Минимальный размер финансового обеспечения ответственности туроператора -- не менее 20 тысяч евро (для тех, кто организовывает зарубежные поездки) или не менее 10 тысяч евро (для тех, кто организовывает поездки только внутри страны), для турагента -- 2 тысячи евро.

Любая турфирма (и оператор, и агент) должна иметь лицензию, в которй четко записывается: кикими именно видами деятельности она может заниматься. Эту лицензию можно и нужно показывать потребителям (клиентам). Туроператоры, кстати, имеют право оформлять документы для выезда за рубеж.

Это значит, что мелким фирмам (в которых работает, как правило, 5-10 человек и для которых офисом служит арендованная по дешевке квартира) нужно срочно найти 120 тысяч гривен (если они отправляют туристов за рубеж) -- а это огромная сумма. Для таких предприятий есть три возможных решения: либо "влиться" в более крупную фирму, либо взять кредит и повысить цены, либо переориентироваться на другой вид турбизнеса.

Таким образом, стоимость многих поездок повысится (особенно за пределы родины) -- во-первых, ослабнет конкуренция, а это всегда ведет к росту цен, во-вторых, исчезнут многие мелкие фирмы (а ведь дешевые туры продавали именно они), в-третьих, возрастет себестоимость турпродукта.

С другой стороны, потребитель теперь уверен на все сто: если он покупает тур, то имеет дело с солидной фирмой, а в случае чего -- гарантированно получит компенсацию. Главное, чтобы фирма имела соответсвующую лицензию.

Новый Закон "О туризме" работники туристической отрасли восприняли по-разному. Одни фирмы (как правило, крупные) его приветствуют, поскольку с рынка уйдут те, кто демпинговал. Другие фирмы восприняли новшество в штыки, ведь более многие гиды и экскурсоводы останутся без работы. При этом недовольные ссылаются на опыт России, где вообще хотят отменить лицензирование туристической деятельности.