1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (1647) за 09.01.2004

НА КАЖДОГО КИЕВЛЯНИНА ПО 100 КГ ГАДОСТИ

Если у сельского жителя спросить, чем он отличается от городского, тот обязательно ответит, что горожане гораздо ленивее и зажиточнее. Сама нередко сталкиваюсь с такими выпадами. В то же время селяне нас жалеют, дескать, здоровье у вас тоже никудышное. Еще бы! Например, на каждого киевлянина в год приходится более 100 кг загрязняющих веществ, порождаемых только транспортом. А если учесть другие источники, диву даешься, как мы до сих пор не загнулись. Хотя обиженная экология уже мстит человеку всевозможными техногенными болячками.

Накануне Нового года представители КП "Экотранс" встретились с журналистами, чтобы рассказать о своих достижениях. Напомним: это предприятие было создано летом 2002 года с целью практической реализации киевской городской программы "Экология транспорта". Понятно, что за год исправить ситуацию, нагнетаемую десятилетиями, нереально. Но кое-какие сдвиги все же есть.

На столичных дорогах работают специальные передвижные посты, которые предоставляют услуги по экологическому контролю транспортных выхлопов. Удовольствие платное (и в отличие от расценок за аналогичную услугу спецподразделения ГАИ, дороже): легковые авто -- 20 грн., микроавтобусы -- 30 грн., грузовики -- 50 грн., трейлеры -- 100 грн. Но нужно учесть, что "Экотранс" -- хозрасчетная организация, сама содержит посты. Кроме измерительных манипуляций, проводят "контролеры" и разъяснительную работу с водителями. Правда, без эксцессов не обходится. По мнению некоторых владельцев авто, останавливать машины имеет право лишь милиция, а тут -- какие-то дружинники.

Дело в том, что экопостовых выбирают среди членов общественных формирований. Они проходят обучение по совместной программе "Экотранса" и госкомитета охраны природы. И хотя множественные законы наделяют дружинника нешуточными полномочиями, на водителя они повлиять должным образом не могут. А создавать подразделение экомилиции на сегодняшний день экономически необоснованно. Только на обмундирование и приборы нужно 10 млн грн. Посему сейчас все зависит от доброй воли автолюбителей. И, как показывают проверки, последним нужно спешить эту добрую волю проявлять. Ведь содержание в воздухе вредных веществ, распространяющихся выхлопными трубами, в 4--6 раз превышает норму. Причем, неисправность техсредств -- только звено в цепочке причин экологического бедствия. Некачественное топливо перечеркивает все ремонты.

По словам директора "Экотранса" Вадима Богдана, у предприятия есть все необходимое, чтобы перевести транспорт на экологически чистое топливо, например, биогаз. Даже инвесторы нашлись, которые помогли бы на первых порах. Но руководители тех же АТП, не говоря уж о физических лицах, относятся к этому, мягко говоря, равнодушно. В этой связи интересны данные исследований, проведенных в Южной Корее: там только 4% транспорта (коммунальные автобусы) работают на дизтопливе. Так вот на них приходится 54% вредных машинных выбросов! Но объяснить водителю, что переход на чистое топливо экологически выгодно, невозможно. Его нужно заинтересовать экономически, допустим, уменьшить транспортный сбор или проводить техремонт на льготных условиях. Но дальше возникает еще одна проблема -- АЗС.

Из 450 заправок, действующих в Киеве, 70% построены в советское время. И неизвестно, что творится в подземных резервуарах. "Экотранс" планирует провести ревизию всех станций на предмет протекания резервуарных оболочек. Кроме этого, думают внедрить экспрессанализ бензина из "пистолета". Тот анализ, который сейчас проводит управление по защите прав потребителя, неэффективен. Ведь результаты готовятся в течение месяца -- за это время на АЗС может реализоваться не одна партия бензина.

Что касается поставщиков топлива и масел, то помимо перехода на чистые продукты их надеются заставить заняться утилизацией отработанных материалов. Заинтересовать покупателя проще простого. Скажем, собрать старое масло в магазинную емкость и вернуть продавцу, а взамен получить новую на 30% дешевле. Но, опять таки, какая выгода поставщику? Над этим законодателям нужно хорошенько подумать. А "Экотранс" обещало помочь своими идеями.

Еще один шаг к экологической очистке Киева -- создание пунктов по приему отработанных технических масел, аккумуляторных батарей, шин, фильтров и т. д. Первый такой пункт начнет действовать уже к маю по адресу: ул. Резервная, 8 (всего нужно не менее 30 подобных пунктов). Здесь же будет налажена первая очередь по переработке сырья, которое затем отправят на миниперерабатывающий завод за пределами города (есть договор с одной из броварских фирм). Там должны наладить безотходное производство -- то, что не станет бензином, после соответствующей фильтрации закатают в виде смол в асфальт или используют на цементных заводах.

Однако все это -- далеко идущие планы. В этом же году предполагают вплотную заняться "внедрением в жизнь" экологически чистого топлива. По некоторым данным, переоборудование под него легковушки обойдется в среднем в $100. Но, как заверяют, специалисты, они быстро окупятся.