1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (1650) за 13.01.2004

РЕЖИССЕР ФЮРЕРА ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ: "Я БЫЛА БЫ СЧАСТЛИВА, ЕСЛИ БЫ ФИЛЬМ О ГИТЛЕРЕ СГОРЕЛ"

Есть люди, которые определяют эпоху, -- Александр Македонский, Ленин, Гитлер; есть люди, которые сами становятся эпохой, -- Леонардо да Винчи, Калигула; а есть люди, которые превращаются в заложников своей эпохи, -- Владимир Маяковский, Лени Рифеншталь.

"БЕЗДАРНУЮ" ТАНЦОВЩИЦУ ПОКЛОННИКИ НОСИЛИ НА РУКАХ

Лени Рифеншталь -- белокурая немецкая богиня, родившаяся на излете кайзеровской эпохи, -- 22 августа 1902 г., в семье преуспевающего коммерсанта, где воспитание детей было сродни казарменной муштре. Тирания отца, молчаливая покорность матери и зарок, данный Лени в 12 лет: "Никогда в жизни я не хочу зависеть от кого бы то ни было. В моей будущей жизни я никогда не выпущу руль из собственных рук. Решать должна собственная воля".

В детстве Лени мечтала быть танцовщицей и тайком брала уроки танцев. Когда об этом узнал отец, он рассвирепел. Акт непослушания, бунт. Строптивая девчонка должна быть наказана. Он выгоняет юную Рифеншталь из дома. Когда страсти поутихли и возобладал здравый смысл, отец все же разрешает дочери вернуться и даже позволяет относительную свободу. Однако прежде оглашает свой приговор: "Я не сомневаюсь, что ты бездарь и никогда ничего не добьешься, но я не дам тебе права утверждать, будто я сломал твою жизнь". С такого "благословения" и началась безумно интересная, опасная, увлекательная и жестокая, а главное -- длинная жизнь в искусстве Лени Рифеншталь.

Сначала она видит себя танцовщицей и только танцовщицей. Занимается модным "экспрессионистским" танцем и в неполные двадцать отправляется с сольной программой в турне по Европе. Успех и поклонники везде сопровождают ее появление. Казалось, судьба Лени решена, но травма колена ставит жирный крест на карьере танцовщицы. Так судьба впервые обманула Рифеншталь. Позже это "но" еще не раз появится в ее жизни, а пока Лени идет в кинотеатр на фильм Луиса Тренкера "Гора судьбы" и покидает зал в смятении. После бессонной ночи девушка принимает решение -- кино, вот чему стоит посвятить жизнь.

РЕЖИССЕРЫ "РОЖДАЮТСЯ" В ГОРАХ

Всего несколько недель спустя настойчивая Лени находит Тренкера, чей фильм ей так понравился. Очарованный юной красавицей режиссер помогает барышне получить главную роль в картине другого "горного режиссера" -- Арнольда Франка. "Священная гора", "Штурм над Монбланом" -- и Рифеншталь снова звезда, на этот раз -- звезда экрана.

С каким-то непонятным садизмом неравнодушный к своей актрисе Арнольд Франк заставляет ее спускаться с отвесных скал и ползти вверх по расселинам ледника. В то же время он преподает ей первые уроки режиссуры. Причем так заражает ее этим, что прямо там, в горах, красивая холеная блондинка, получившая все то, о чем только может мечтать актриса, решает оставить удачно начавшуюся карьеру и заняться режиссурой.

Более сложной задачи придумать было невозможно. Режиссура всегда считалась мужской профессией, особенно в патриархальной немецкой среде. И все же в 1932 г. Лени снимает свой первый фильм "Голубой свет". Роль мистической дикарки Юнты в этой романтической сказке играет она сама. Фильм имел большой успех. После него начинающему режиссеру поступает предложение из Ватикана снимать фильмы для католической церкви. Но волею случая лента понравилась еще одному человеку -- фюреру НСДРП Адольфу Гитлеру.

ГИТЛЕР И РИФЕНШТАЛЬ: ИХ ВОСХИЩЕНИЕ БЫЛО ВЗАИМНЫМ

Впервые Лени увидела Гитлера во время его речи на открытии берлинского Дворца спорта. Как зачарованная, смотрела она на человека с жестами, полными экспрессии. На маленького человека, сумевшего повести за собой толпу. Девушка первая написала ему восторженное письмо и вдруг оказалось, что Адольф восхищен юной Рифеншталь не меньше, чем она им. Строгая, упорная, спортивная -- фюрер видит в женщине-режиссере идеал создаваемого им нового мира, товарища и соратника. Гитлер предлагает ей снять фильм о съезде НСДРП в Нюрнберге. Лени берется, забыв о Ватикане, и создает фильм нового типа: героический репортаж о любви -- любви между фюрером и немецким народом. Камера летит над переулками старинного Нюрнберга, вниз, к толпе ревущих в экстазе мужчин и женщин, пока в ореоле славы не является он -- мессия, пророк, спаситель -- Адольф Гитлер. Сама Лени позже скажет об этом фильме: "Я была бы счастлива, если бы этот фильм сгорел. Я снимала его, исходя исключительно из эстетических соображений".

Приемы, которые открыла и использовала в "Триумфе воли" Лени Рифеншталь, сегодня вошли в "плоть и кровь" каждого, кто создает фильмы. Они стали отправными точками любого боевика, клипа или рекламного ролика. Сюжет ее фильма так же плохо поддается пересказу, как истинная поэзия. Прямоугольники марширующих колонн, решительные подбородки, сильные тела, узкие ремешки, перетягивающие грудь, и движение, движение, движение! Площади, четко расчерченные линиями все тех же марширующих колонн, снятых подробно, с наслаждением, эротизмом. Суровая арийская эротика, скользящая в этих мастерски выстроенных кадрах -- это не просто ода фашизму, это -- ода фашизму как стилю жизни.

"Триумф воли" -- фильм отнюдь не документальный, как кажется многим зрителям. Это умелая инсценировка реального события. Все сцены были старательно спланированы, диалоги отрепетированы. Сама Лени незадолго до смерти заявила: "Снимая "Триумф воли", я всего лишь реализовала собственные художественные задачи. Я хотела сделать фильм, который бы не был всего лишь глупой кинохроникой". И стоит отметить, режиссеру это вполне удалось. Фильм так понравился Гитлеру, что Рифеншталь тут же получила новый заказ: снять ленту об олимпиаде 1936 года.

"Олимпия" -- это фильм вне времени и истории, поэма о двуединстве духа и плоти, посвященная красоте и гармонии человеческого тела. Он получил главный приз на Венецианском фестивале и мог бы открыть для Лени горизонты мирового кино. Но тут судьба в который раз вмешивается в жизнь нашей героини. Начало войны положило конец мечтам Лени о международной карьере. Нужно было выбирать -- на чьей она стороне. И Лени делает свой выбор, предопределивший всю ее дальнейшую судьбу.

ДАЖЕ В СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ ОНА НЕ ОТРЕКЛАСЬ ОТ СВОЕГО ИСКУССТВА

Вернувшись из Америки, где ее застало начало войны, Лени отправляется на фронт репортером -- в Польшу. Жестокость и зверства немецких солдат, свидетельницей которых она становится, приводят ее в ужас. Рифеншталь бежит от оказавшейся совсем непоэтичной войны и вновь пишет письмо Адольфу, в котором теперь просит у него отставки. Гитлер отпускает Лени. Пытаясь ничего не замечать, она отправляется к отрогам Альп, где в течение нескольких лет снимает свой последний художественный фильм -- "Низина".

После полной капитуляции Германии и смерти Гитлера Рифеншталь неоднократно арестовывают и требуют от нее публичного раскаяния. Женщина страдает от депрессии, даже попадает в психиатрическую клинику, но не кается. "Я ничего не знала, я никогда не состояла в партии, я только снимала фильмы", -- как заклинание от людской злобы, обрушившейся на нее, твердит Лени. Преследование прекращается лишь в 1953 г. Она решает покинуть Европу, где ей теперь нет места, и, следуя за романом Хемингуэя "Зеленые холмы Африки", отправляется на дикий континент. В деревне племени нуба под Момбасой новая жительница выглядит диковинно. На снятых ею фотографиях появляются черные тела, исполненные архаической силы. За что бы ни бралась Рифеншталь, это не могло остаться незамеченным. Успех возвращается к шестидесятилетней Лени. Судьба делает очередной поворот: на четвертом витке карьеры Рифеншталь становится фотографом. Она делает портретные снимки Энди Уорхолла и Мика Джаггера. Она вновь звезда и легенда. Единственное, что омрачает ее дни, -- это боли в спине. Ее альбомы "Нуба -- люди из другой звезды" и "Люди Кау" становятся притчей во языцех. Но, видимо, привыкшая к постоянным переменам в жизни, Рифеншталь в 72 года решает оставить и фотографию.

В 70 ЛЕТ УШЛА ПОД ВОДУ

Она неожиданно записывается в школу подводного плавания. Понимая, что в ее возрасте ей едва ли улыбается получить доступ к аквалангам, Лени Рифеншталь немного жульничает и "подправляет" дату своего рождения с 1902 на 1922 г. В итоге: ей всего лишь пятьдесят. Более того, учиться дайвингу Рифеншталь приезжает не одна, а с любовником, -- своим верным оператором Хорстом Кеттером, который на сорок лет моложе ее.

К своему столетию, которое отмечалось в прошлом году, Лени Рифеншталь вновь удивила поклонников. Она сняла новый фильм -- 45-минутную документальную ленту о подводной жизни в Индийском океане под названием "Подводные впечатления". Чтобы справиться с задачей, бесшабашной "молодой" старушке пришлось совершить более 2 тысяч погружений. Ее героями на этот раз стали розовые фаллического вида растения, причудливые цветные кораллы и стайки ярких океанских рыб. "Только под водой я по-настоящему счастлива, -- утверждала столетняя Лени. -- Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут меня остановить".

"Подводные впечатления" стали последними в жизни фрау -- 9 сентября в возрасте 101 года легенда мирового кино Хелене Берте Амалия Рифеншталь умерла во сне. С одной стороны, эта женщина стала заложницей своей эпохи, но с другой -- она всегда шла собственным путем и не признавала никаких компромиссов, даже внутри себя. И хотя немцы до сих пор не могут простить уже покойной Рифеншталь клейма "лучшего режиссера Третьего Рейха и личного друга Гитлера", тем не менее именно она стала единственной женщиной, попавшей в список ста самых значительных и мощных художников ХХ столетия журнала "Тайм".