1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (1652) за 15.01.2004

ЛАМПОЧКА ВОЛЫНСКОГО ИЛЬИЧА

Иван Середницкий, рационализатор из городка Иванычи, что на Волыни, имея лишь восемь классов образования, смастерил автомобиль-амфибию, ветряную электростанцию и даже "замахнулся" на... собственный вертолет.

АМФИБИЯ НАДЕЛАЛА ПЕРЕПОЛОХА В СЕЛЕ

Уникальный человек: кроме того, что у него в голове постоянно "варится" масса идей -- одна мудреней другой -- он их сам же умеет воплощать в жизнь. Вопрос "зачем?" при этом для него стоит далеко не на первом месте. Потому что, честно говоря, если бы стоял на первом, то мы бы, наверное, не увидели никогда автомобиль-амфибию, не писали бы об Иване Ильиче газеты, а в мире было бы на одного чудака, которые и украшают этот мир, меньше.

Машину, которая может и по воде плавать, и по суше ездить Иван Середницкий создал в Крыму, где прожил 12 лет. Потихоньку мастерил автомобиль-амфибию в собственном гараже.

-- Делал его, как говорится, с нуля, -- рассказывает Иван Ильич. -- По вечерам, после работы или в выходные. Одних только заклепок в машине три тысячи. А когда завершил работу, то, чтобы выехать из гаража на "Стреле" (так я назвал эту лодку), пришлось разобрать заднюю стену.

Сделал быстро круг по селу -- и снова в гараж через огороды. Никому ничего не сказал. На следующий день в селе судачили: что же это было? "Наверное "Рыбнадзор" на таком "чуде" ездил", -- говорили одни. "Нет, ГАИ", -- утверждали другие. А когда узнали, что это "чудо" местного производства, да еще и плавать может, отбоя от желающих покататься не было.

Никакого переоборудования прежде чем съехать из суши на воду, "Стреле" не надо. Прямо с моста, точнее с дороги -- и в воду. Еще несколько секунд назад машина ехала, а теперь -- плывет. На воде в движение ее приводили винты, а чтобы не тонула, спереди и сзади стоят воздушные баки. Как и на суше, на воде управлялась с помощью передних колес. По дороге "Стрела" могла двигаться с максимальной скоростью 40 километров в час, а на воде -- десять. Машина была гордостью не только Ивана Ильича, но и всего села и даже целого Красноперекопского района. Жаль, но перед тем, как волынянин перебрался назад на свою маленькую родину, автомобиль-амфибию продал.

В НЕБО ЖЕНА НЕ ПУСТИЛА

"В Крыму плавал, а на Волыни буду летать", -- решил Иван Середницкий и загорелся идеей смастерить... вертолет! Тем более, нашелся в городке и энтузиаст-единомышленник. Сделали вместе чертежи, изготовили уже даже некоторые детали, но от идеи пришлось отказаться.

-- Жена поставила ультиматум: "Или я, или вертолет", -- говорит Иван Ильич. -- Боялась, что разобьюсь. Да и, кроме того, у моего напарника как раз обстоятельства сложились так, что он должен был выехать из Иваныч. Поэтому и притормозили мы с "геликоптером"...

Однако за 62 года своей жизни Иван Середницкий создал много других, хотя и не таких масштабных машин. Иван Ильич -- слесарь по ремонту двигателей. И что только его двигатели не приводили в движение! Были и снегоходы, и аэросани, и мотоблоки.

-- Свои огороды я не обрабатываю вручную и коней просить не хожу -- пашу с помощью мотоблока, который изготовил еще 20 лет назад. Служит до сих пор. Двигатель от "Муравья", четыре литра бензина в час берет. Два часа -- и свои семь соток возле дома вспахал. Картошку окучить, сделать культивацию -- все мотоблоком.

ДОМАШНЯЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

А последний проект волынского "Кулибина" -- ветряная электроустановка. Высокая, 12-лопастная ветряная "мельница", которая заметна из многих уголков городка, и разбудила, собственно, наше любопытство, приведя в дом Ивана Середницкого. Но, оказалась, электроэнергия в его дом поступает из внешней электросети, а не вырабатывается ветряной мельницей.

-- Сейчас просто нет в этом смысла, -- объясняет изобретатель. -- Свет уже не отключают. А когда несколько лет назад часто "вырубали" электричество, по вечерам в нашем доме лампочки светились от "вертяка". Я же его и смастерил из-за постоянного отключения электроэнергии.

Электроустановка, которую Иван Ильич назвал "Мрией", вращает генератор постоянного тока. Рационализатор снял с фиксаторов "Мрию" и продемонстрировал нам ее работу -- зажег лампочку (в буквальном понимании -- "лампочку Ильича"). Но основная функция этой электроустановки -- заряжать мощный автомобильный аккумулятор, от которого и поступает питание. Иван Ильич сделал в доме дополнительную проводку -- несколько 12-вольтовых лампочек мощностью 40 ватт. Горят они, понятно, не так ярко, но дают намного больше света, чем свечи.

-- Не дай Бог опять энергетический кризис случится, я к нему уже готов, -- есть домашняя электростанция, которая, кстати, обошлась мне всего в 300 гривен, -- это даже если считать с магарычами. Свалки сейчас не такие богаты на железо, как когда-то, но найти что-то все-таки можно. А пока все благополучно с подачей света, "Мрию" я задумал использовать с другой целью -- качать воду. Прямо под ней сделал скважину глубиной 16 метров. Осталось поставить редуктор и можно поливать летом огород, -- Иван Ильич черными от мазута руками прикуривает сигарету и когда жена выходит в другую комнату, хитро подмигивает:

-- Ничего, мы еще и в небо полетим...