1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №10 (1654) за 17.01.2004

ЧЕЛНОКИ ОПУСТОШАЮТ ДОРОГИЕ МАГАЗИНЫ

С невиданной проблемой столкнулись владельцы парижских бутиков -- их недешевый товар "от кутюр" целыми партиями скупают... челноки из Азии. Чтобы не потерять имидж элитных магазинов, где не менее элитный покупатель должен иметь возможность "прикинуться" от туфель до шляпки, пришлось ввести ограничение на количество приобретаемых предметов по до боли знакомой нашему человеку формуле: "одна штука в одни руки". Где же челноки умудряются сбывать приобретенные эксклюзивы?

Считается, что челночный бизнес характерен лишь для экономически неблагополучных стран, а предметом его промысла является дешевый ширпотреб. Не случайно "челночный этап" прошли Польша, Китай и постсоветские страны, сполна испытавшие "прелести" промышленного кризиса и товарного дефицита. В странах побогаче челноков нет, их роль выполняют специализированные торговые фирмы. Понятно, "сумчатые торговцы" рыщут по всему свету в поисках низких цен, дабы осчастливить соотечественников низкопробным барахлом. Однако в последнее время появился нетипичный слой челноков -- "элитный". Они ориентируются на платежеспособных покупателей, готовых выложить за понравившуюся, желательно эксклюзивную, вещь немалые деньги. У себя на родине эти торговцы создают базарный аналог бутиков: качество товара гарантировано, а цены хоть и высоки, но все же значительно ниже, чем в тамошних "крутых" магазинах. Как сообщает BBC NEWS, челноки чаще всего переправляют одежду и аксессуары от ведущих дизайнеров в Японию и быстро богатеющий Китай. Там предметы роскоши гораздо дороже, чем в Старом Свете, причем разницы хватает, чтобы оправдать воздушное путешествие через весь континент, накладные расходы и получить хороший "навар". Кстати, достаточно сравнить цены киевских бутиков с парижскими или римскими, чтобы убедиться, что накрутки составляют сотни процентов.

Столкнувшись с ограничениями, выставленными против них бутиками, челноки обращаются за помощью к проходящим мимо туристам, которых ловят рядом со входом в магазин. Заручившись согласием, вручают им пачку евро и отправляют за покупками. Отдав приобретенные вещи, большинство туристов-посредников довольствуются словами благодарности, но более искушенные по первому же требованию получают двадцать евро "на кофе".

Европейским торговцам и чиновникам не впервой сталкиваться с челноками. Так, известно, что жители Великобритании в больших количествах везут в свою страну алкогольные напитки из Франции, где цены на них существенно ниже, чем в Туманном Альбионе.