1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №11 (1655) за 19.01.2004

ИЗДАТЕЛЬ "ПЛЕЙБОЯ" ДАЖЕ НА ВАЖНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИХОДИТ В ПИЖАМЕ

Вот и дожили: символу буржуйского разврата исполнилось 50 лет. Те, кто вырос до эпохи исторического перестройки, хорошо помнят, что за потертый номер "Плейбоя" можно было и срок получить. Этот журнал считался у нас порнографическим.

77-летнего Хью Хефнера -- отца-основателя журнала -- недаром часто называют "самым скандальным человеком ХХ века". Сам Хеф (так к нему обращаются друзья) без ложной скромности считает себя "просто лучшим журналистом в мире".

Накануне полувекового юбилея своего детища Хефнер нанял целый лайнер, чтобы доставить в казино Лас-Вегаса, где проходило торжество, 28 своих лучших моделей. Чуть позже на аукционе "Christie's" были проданы сотни интересных для коллекционеров вещей, собранных за годы существования журнала. Фотографии звезд, позировавших для журнала -- от Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор до Синди Кроуфорд и Памелы Андерсон, от Брижит Бардо до Мадонны. На продажу также были выставлены "черные книжки" издателя журнала Хью Хефнера, стартовая цена -- $12 тысяч. С молотка пошли мерседес издателя и -- самый главный раритет -- костюм кролика, символ "Плейбоя".

"СЕКС ЗДОРОВЕЕ, КОГДА ЕГО НЕ СКРЫВАЮТ"

В начале XX века династия Хефнеров была хорошо известна в американских религиозных кругах Америки. Протестанты Глен и Грейс славились потомственным консерватизмом -- среди их предков были выдающиеся патриархи пуританской церкви. Старший сын Хефнеров -- Хью, родился в Чикаго в 1926 году. Он учился в этом городе в начальной, а позже -- высшей школе. В то время вошли в моду тесты для определения уровня интеллекта, и IQ Хефнера-младшего зашкалил: 152 при норме 100--110. Помимо ума его выделяла кипучая энергия: Хью Хефнер организовал стенгазету, с удовольствием рисовал карикатуры и шаржи и одно время даже был президентом студенческого совета. В семье действовала целая система строжайших запретов, основными из которых были запрещение курить, ходить в кино, где "тешат бесов непотребными картинами", и, естественно, встречаться с девочками. Как позднее признавался сам Хефнер, только когда ему исполнилось 16 лет, он узнал, что барышни очень сильно отличаются от парней.

После демобилизации из армии в 1946 году Хью поступил в университет на художественный факультет. Учеба закончилась для него весьма типично -- женитьбой, так что вопрос о доходах встал остро. Хефнер устроился в рекламный отдел известного модного журнала "Эсквайр". О нем отзываются как о сотруднике, подающем большие надежды. Но платили всего $60 в неделю. Вскоре "Эсквайр" переезжает в Нью-Йорк и начинает набор новых сотрудников. Хефнер, пользуясь ситуацией, просит поднять его ставку на $5. Ему отказывают. Он возмущенно хлопает дверью.

Мечта об издании собственного журнала стала для Хефнера навязчивой идеей. Он нашел маленькую частную типографию, которая согласилась напечатать первый выпуск журнала "Плейбой". Для этого Хью упросил своих друзей и семью вложить деньги в предприятие. Смог собрать только $8000, включая $600 собственных сбережений, взятых в банке под залог своей мебели. Хефнер предусмотрительно не поставил своего имени на обложке первого номера, на случай, если затея потерпит неудачу.

Выпуск журнала вышел в декабре 1953 года тиражом семьдесят тысяч экземпляров. Хефнер не был уверен, что когда-нибудь будет второй выпуск, потому даже не пронумеровал первенца. Но его опасения не оправдались -- за неделю "ушло" три четверти тиража. А к концу первого десятилетия журнал продавался больше чем миллионом копий в месяц.

"Я никогда не считал "Плейбой" журналом о сексе, -- говорил Хефнер в многочисленных интервью. -- Для меня он всегда был изданием об образе жизни, в которой секс является лишь одной из ее составных частей. И вообще секс -- здоровее, когда его не скрывают и не прячут: зачем оглуплять общество?"

ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТЫ ЧИТАЮТ "ПЛЕЙБОЙ"

Августовский 1955 года номер "Плейбоя" принес сенсацию, происшедшую, впрочем, абсолютно случайно. На обложке номера в пене волн плыла соблазнительная русалка, а снизу за ней подглядывал заяц-аквалангист. Те немногие прелести, которые вообще могут быть у русалки, предусмотрительно прикрывала полоска водорослей. Каково же было удивление редакции, когда кто-то из сотрудников прибежал со свежим номером журнала, уже отправленного в продажу. Мистическим образом при печати водоросли оказалась сдвинутыми всего на какой-то сантиметр, но сколько из-за этого было шума! Номер раскупили мгновенно.

Художественный директор Артур Поль со временем создал логотип издания -- зайца Банни. И его пустили в тираж. Запонки, зажигалки, пепельницы, браслеты, галстуки, майки, носки --- армия товаров с логотипом зайца росла с каждым днем. Журнал процветал, Банни завоевывал мир, но Хефнер понимал, что эротика для "Плейбоя" -- лишь нарядная упаковка. И что нужно идти на шаг впереди, чтобы все самое новое немедленно находило дорогу к читателю. На страницах журнала начинают появляться неожиданные люди. Мартин Лютер Кинг-младший рассуждал о проблемах негров, а Фидель Кастро приветствовал американский капитализм, который "неизбежно только обострит революционную борьбу во всех странах". Даже звезды шоу-бизнеса (такие как Фрэнк Синатра или Боб Дилан) говорили в журнале далеко не о легкомысленных вещах. Сенаторы многих городов через "Плейбой" рассуждали о бессмысленности войны во Вьетнаме и вреде наркотиков. А Хефнер не оставляет своим вниманием даже президента, ведь он тоже мужчина. Джимми Картер в ноябре 1976 года, будучи кандидатом в президенты, всенародно признался "Плейбою", что "смотрел на многих женщин в журнале с вожделением". И высказал надежду, что Господь простит ему эту вполне понятную житейскую слабость.

В списке друзей Хефнера, которые в разные времена давали интервью Playboy и были активными участниками клуба, -- очень известные имена: Фердинанд и Имельда Маркос, Даниель Ортега, Ясир Арафат, Джон Леннон и многие другие.

Для многих звезд шоу-бизнеса и кино "Плейбой" стал стартовой площадкой. Хефнер вывел в свет и Мадонну. Это было в то время, когда она, еще мало кому известная, подрабатывала как модель. Ее фото, сделанные в 1979 году, появились в журнале в сентябре 1985 года. Снимки оказались более чем удачными, а номер стал в США бестселлером. В августе 1987 года мало кому известная Синди Кроуфорд, прогуливаясь по улице со своей подругой, случайно купила номер "Плейбоя". Ей настолько понравилось, что она стала его страстной поклонницей. Ее фотографии появились в июльском номере 1988 года. С тех пор Синди -- одна из самых высокооплачиваемых моделей в мире.

О ПРИЧУДАХ МИЛЛИОНЕРА

Хефнер не только работает, но и развлекается с размахом. В 1957 году, к примеру, собрал сотрудников и самых богатых и знаменитых членов клуба "Плейбой" и отправился в круиз на шикарной яхте. Через два года, отмечая пятилетие журнала, он спонсировал трехдневный фестиваль джаза в Чикаго, в котором приняли участие около 30 выдающихся музыкантов, включая таких звезд, как Дюк Эллингтон.

В 70-х по заказу Хефнера из черного дерева сделали самолет "Биг Банни", и издатель совершал на нем перелеты из чикагской штаб-квартиры журнала в Лос-Анджелес, где снималось еженедельное телевизионное шоу "Плейбой" после наступления темноты". Самолет был самым крупным (119 футов в длину) и самым дорогим ($5,5 млн) в мире среди машин этого класса. На его борту установили суперсовременное кухонное оборудование для подготовки застолий, оборудовали гостиную, танцевальный зал, кинозалы, бар и даже спальные помещения, рассчитанные на 16 гостей. У владельца самолета была собственная комната -- с роскошным душем и овальной формы огромной кроватью, застеленной покрывалом ручной выделки из меха тасманийского опоссума. С изображением все того же кролика Банни. В общем, неудивительно, что журнал Look назвал этот самолет "самой экстравагантной игрушкой в мире", но при этом не преминул заметить, что эта игрушка служит "эффективным средством воздушной рекламы фирменной марки владельца".

Уже позже, когда "Плейбой" стал одним из самых популярных журналов в мире, на его страницах появилась совсем безумная идея, также завоевавшая умы миллионов, -- портативный плейхауз плейбоя. Жилище, специально спроектированное для проведения в нем отпуска или каникул, очень похоже на летающую тарелку из какого-нибудь фантастического фильма -- с овальными окнами по всему периметру, легко поднимающееся в воздух при помощи вертолета. Вот так, сидя в кабине с болтающимся внизу на канате собственным плейхаузом, можно было путешествовать по миру, приземляться где вздумается и предаваться там отдыху.

Завораживало окружающих и то, как Хефнер одевается. Если это обычный рабочий день, он ходит в свободных балахонах, по покрою и фактуре напоминающих пижаму. Впрочем, иногда в таком виде он является и на сверхважные переговоры, подпитывая тем самым окружающие его легенды. "Ну что вы хотите! Причуды миллионера",-- говорят друг другу партнеры по бизнесу. Утром он предпочитает черные и темно-синие пижамы, а к ночи обязательно меняет их на красные или голубые.

ДОЧЬ ХЕФНЕРА ПРОДОЛЖАЕТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Сейчас в жизни и работе 77-летнего Хефнера есть только одна самая важная женщина -- его дочь Кристи. Лишь на год старше журнала, она возглавляет отцовскую империю. Сам Хефнер передал Кристи все полномочия. Под ее руководством "Плейбой" взлетел на невиданные высоты -- его тираж достиг 7 млн экземпляров. Но потом, под массированным напором журналов, считающихся "грязными и вульгарными", вошел в пике. От полного краха его спасло решение тоже стать "погрязнее" -- "Плейбой", например, начал публиковать фотографии, сделанные скрытой камерой, которая "заглядывала" под юбки проходивших мимо женщин.

Кристи значительно расширила и сферы плейбоевского бизнеса -- теперь журнальный бренд можно встретить на одежде, ювелирных изделиях, в Интернете и на кабельном телевидении. Дочь Хефнера продолжает семейные традиции, поддерживая, как она выражается, "либеральные ценности" через основанный несколько лет назад "Фонд "Плейбоя". Как раз через этот фонд направляются пожертвования в поддержку избирательных кампаний "достойных и дружественно настроенных" политиков вроде сенатора Хиллари Клинтон. Иными словами, бизнес продолжается. В Чикаго, где начинал "Плейбой" свой извилистый путь, городской совет проголосовал за то, чтобы назвать одну из улиц именем Хефнера. Кристи Хефнер получила награду "За руководство", присужденную ей Советом по делам семейного бизнеса США.

И все-таки настроения многих в Америке отнюдь не благоприятствуют величию "Плейбоя". Не проходит и дня, чтобы с самых разных трибун в стране не раздавались призывы "загнать материалы для взрослых обратно в чулан ради прекрасных отношений между мужчиной и женщиной, ради детей". Каждую неделю Хефнер получает мешки писем, в которых его называют развратником, обвиняют в том, что он разжигает самые низменные людские страсти, клеймят как растлителя малолетних (оказалось, что журнал пользуется огромным успехом не только у отцов, но и у сыновей -- на уроках подростки с удовольствием листают его под партой). Издателю "Плейбоя" приходилось судиться с религиозными фанатиками, домохозяйками, школьными учителями, чью нравственность он оскорбил своим журналом.

ВРАЧИ РЕКОМЕНДОВАЛИ ХЕФНЕРУ ПИТЬ ТОЛЬКО "ДИЕТ ПЕПСИ"

В личной жизни у Хефнера тоже хватает проблем. Первая жена бросила Хью еще в 1957 году, посчитав его невыносимым занудой и домашним тираном. Долгие годы он менял подружек, как перчатки. В одном из интервью даже признался, что занимался любовью с двумя тысячами женщин. В 1985 году Хью Хэфнер перенес серьезный удар, и врачи настоятельно рекомендовали ему пить только "диет пепси". Да и жить поспокойнее.

Хефнер неожиданно полюбил одиночество, но, вскоре устав от него женился на одной из своих ведущих моделей -- Кимберли Конрад, которая на четыре года моложе его дочери. Тем временем одна из "отставных крольчих", давая интервью репортеру популярного американского издания, прямо назвала Хью "старым импотентом". Среди журналистов это известие произвело эффект разорвавшейся бомбы -- зачем импотенту жена? Но вскоре всех поджидал сюрприз -- Кимберли уверенно заявила, что все слухи об импотенции Хью -- не более чем грязные инсинуации! Заявление супруги Хефнер подтвердил делом: сначала Кимберли родила первого сына, названного Марстоном (он появился на свет 9 апреля, в день рождения отца), а вскоре и второго -- Купера.

Но семейная жизнь не заладилась. После развода с Кимберли Хью настоял, чтобы бывшая супруга оставалась жить в его доме. Дескать, так он сможет почаще видеться с сыновьями. Узнав об изобретении чудо-таблеток -- виагры, миллиардер с головой ушел в кутежи. Но потом стали сплетничать о том, что заряд батареек у "кролика" неожиданно закончился, и срочно вызванные врачи констатировали у престарелого плейбоя полную утрату потенции. Теперь газеты снова трубят о нем -- Хефнер опять вернулся к прежнему образу жизни. Мол, теперь он обитает в своем особняке вместе с семью девушками -- моделями журнала. Сам герой газетных публикаций, как всегда, отмалчивается. Его жизненное кредо: "Пусть говорят что угодно, лишь бы говорили".