1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №11 (1655) за 19.01.2004

ПОРА ПОВЫШАТЬ "ПЛАНКУ НАШЕЙ ЭСТРАДЫ"

В конце 2003 года в Украине появилась новая структура -- "Укрдержконцерт". За комментариями о ее целях и задачах мы обратились к генеральному директору и художественному руководителю организации, заслуженному деятелю искусств Валерию Куцевалову.

-- Валерий Витальевич, помнится, в советские времена существовал "Укрконцерт". Решение о создании "Укрдержконцерта" возобновляет его деятельность или это совершенно новая организация?

-- Тот "советский" "Укрконцерт" с началом независимости самоликвидировался, и за эти годы наплодилось немыслимое количество фирм и фирмочек, которые занимаются организацией различных мероприятий. И вот, по прошествии более 10 лет, первыми лицами нашей страны было принято решение об упорядочении этого рода деятельности, для чего, собственно, и был создан "Укрдержконцерт" (подчиняется он, как и в былые времена, Министерству культуры и искусств). Спектр нашей деятельности будет самый широкий: от проведения различных отчетных концертов, организации правительственных мероприятий, художественных выставок до организации гастролей академических, фольклорных и эстрадных исполнителей. И наша задача проводить все это на высочайшем уровне. Ведь как сегодня происходит: артист, собравшись в тур, должен сам побеспокоиться о рекламе, найти спонсоров, получить разрешение на проведение концерта в каждом городе и т.д. И все это вместо того, чтобы заниматься творчеством. Зачастую такие концерты проходят "под знаком спонсора", когда фирма проводит свою рекламную кампанию. Вот и получается, что вместо концерта любимого исполнителя публика попадает на рекламную акцию. Да и организацией концертов у нас часто занимаются случайные, непрофессиональные люди. Из-за этого у украинской эстрады складывается не самый лучший имидж, а многие наши артисты рвутся уехать в Москву. И уезжают! А почему? Да потому, что у нас до сих пор система не налажена. Обидно, потому что нам есть чем гордиться.

-- Тем не менее Хор Веревки или Ансамбль Вирского знают во всем мире. Скорее в Украине они редкие гости...

-- Но сегодня и они сами себе организовывают гастроли. Им аплодируют и в Японии, и в Австралии, и в Европе, и в Америке. Благодаря им Украину знают во всем мире. Я сейчас о другом. К примеру, приехал Киркоров, на "тяп-ляп" программу слепил, денег заработал и уехал в полной уверенности, что у нас никого лучше нет. А ведь есть! И надо, чтобы об этом узнала вся Украина. И не она одна. И тут дело не только в телевидении -- нужны правильно организованные концерты. Вот мы этим и займемся. Нам незачем создавать новые структуры в регионах. К счастью, не ликвидирована система филармоний, в каждой области работают управления культуры, и в каждом, даже самом маленьком селе, существует дом культуры. Вот мы и собираемся их задействовать. В каждом районе есть такие асы-администраторы, которые ювелирно проведут любые гастроли -- они знают, как правильно рекламу организовать, как народ собрать, какие документы и у кого получить. Все они сейчас влачат жалкое существование, потому что все эти годы не работала система отчислений на их нужды. С принятием Закона "О концертной деятельности", думаю, все переменится к лучшему.

-- Насколько я слышала, этот закон касается только зарубежных исполнителей?

-- Почему же? Он касается всех. Хочешь провести концерт -- получи лицензию, заплати налоги и работай. Как во всех цивилизованных странах мира. Захотел Филипп Киркоров к нам приехать или Стинг -- пожалуйста. Хочет Павел Зибров или Александр Пономарев самостоятельный тур организовать -- нет проблем. Купи лицензию, заплати государству и пой на здоровье -- хоть на сцене "Украины", хоть в ночном клубе, хоть в селе Хацапетовка. Эти деньги пойдут в бюджет и появятся возможности для финансирования филармоний, расширения и процветания отрасли.

-- А по какому принципу будут выдаваться эти лицензии? Не собираетесь ли вы возвращать практику худсоветов?

-- Пока об этом речь не идет, но, если вы интересуетесь моим субъективным мнением, то я бы худсоветы возобновил. Хотя бы для того, чтобы какой-нибудь неликвидный Вася Табуреткин не смог "просочиться" на сцену. Ведь сейчас как бывает? Решил человечек прославиться, записал примитивную песенку, снял убогенький клипчик "за 20 копеек", покрутил его немножко по телевизору и поехал "левенькие концерты чесать" и при этом рассказывать, что он звезда -- мол, в одной программе с Таисией Повалий крутился. И самое парадоксальное, что он то и не врет. Ведь за деньги он сейчас может разместиться на любом канале. Вот и получается, что после клипа Таисии Повалий вполне может появиться на экране и этот "продукт" сомнительного качества. А народ никак не может понять, что происходит? А это уже извращение вкуса потребителя. Во времена худсоветов подобный "экземпляр" никогда в жизни не появился бы не только "в телевизоре", но и на более-менее приличном концерте. Максимум, на что бы он мог расчитывать, -- концерт в своем сельском клубе, где его слушали бы максимум 100 человек. При этом 50 его любили бы (свой все-таки), а остальные 50 -- просто терпели за неимением лучшего. Именно от вседозволенности стала такой убогой наша эстрада. Кстати, в академическом искусстве подобное практически невозможно. Чтобы стать звездой в этом "цеху", надо заслужить уважение не только слушателей, но и коллег, а это ой как непросто! Пора повышать планку нашей эстрады -- вот за это и будем бороться.