1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №11 (1655) за 19.01.2004

НА УКРАИНУ СНОВА ОБЕЩАЮТ ПОДАТЬ В СУД

Украинский парламент, работа которого в последнее время была заблокирована, не смог выполнить свою программу-минимум. Ни один из документов, внесенных в повестку дня последних пленарных заседаний, не был рассмотрен.

Без внимания народных депутатов осталось и соглашение о выплатах компенсаций гражданам России, родственники которых погибли в катастрофе самолета Ту-154, летевшего из Тель-Авива в Новосибирск. Жертвами этой трагедии, которая произошла осенью 2001 года, стали 78 человек -- россиян и израильтян. Ее причиной, согласно результатам расследования специальной межведомственной комиссии, было признано непредвиденное стечение обстоятельств: когда самолет находился над Черным морем, вблизи его корпуса разорвалась ракета типа "земля -- воздух", выпущенная в ходе тактических учений украинских ПВО (хотя неофициально существуют и другие версии).

Если бы упомянутое соглашение было ратифицировано, инцидент с российскими семьями погибших пассажиров считался бы исчерпанным: за каждую жертву наша страна, следуя договоренности, выплатила бы по $200 тыс. Один из адвокатов потерпевших Сергей Арасланов заверил "Сегодня”, что "семьи жертв катастрофы согласны отказаться от судебных претензий, хотя и не совсем довольны размером компенсаций от украинской стороны". При этом он уточнил, что, например, в августе 2003 года истцы подавали заявления об увеличении суммы компенсации с $400--500 тыс. до $1--1,5 млн.

В пресс-службе Министерства иностранных дел "Сегодня" разъяснили, почему Украина предложила каждому из родственников погибших компенсацию именно в $200 тыс. При рассмотрении вопроса о размере соответствующих выплат правительство исходило из того, что основа для их расчета должна отражать существующую международную практику, касающуюся аналогичных катастроф, и принимать во внимание те особенности, которые отличают катастрофу 4 октября 2001 года от предшествующих инцидентов. С этой целью были детально проанализированы ситуации, когда, например, в 1973 году израильскими истребителями был сбит ливийский пассажирский самолет, в 1983-м советскими истребителями -- корейский пассажирский самолет, а в 1988 году ракета, запущенная с корабля военного флота США, поразила иранский аэробус. В результате специалисты пришли к выводу, что размер выплат со стороны Украины должен соответствовать суммам, которые предлагались в прошлом в аналогичной ситуации одним из государств, граждане которого пострадали во время катастрофы 4 октября 2001 года. Также во внимание принималась экономическая ситуация в Украине и финансовое положение жертв.

Однако ратификация договоренностей с Россией не предусматривает выплату компенсаций авиакомпании "Сибирь", которая выполняла рейс. "Естественно, нам хотелось бы компенсировать потери. Но из-за проходивших переговоров между МИДами двух стран, наши претензии отошли на второй план. Ведь в первую очередь надо выплатить деньги родственникам, потерявшим близкого человека", -- заявил "Сегодня" менеджер по связям с общественностью авиакомпании Евгений Филянин. Он пояснил, что "Сибирь" хочет компенсации, во-первых, за погибший самолет, который "был достаточно новым". Во-вторых, авиакомпания за свой счет обеспечивала операции по исследованию места аварии, поездки родственников и т.п. Кроме того, россияне хотят компенсации за моральный ущерб. "Подорвано доброе имя авиакомпании, которое трепалось в СМИ, особенно когда муссировались версии о вине экипажа", -- отметил Е. Филянин. Таким образом, по словам менеджера, общая сумма претензий "Сибири" к Украине может составить около $10 млн.

Он также сообщил, что со стороны родственников погибших пассажиров -- граждан России была попытка подать иск на авиакомпанию, но с ними удалось договориться и убедить в том, что ответственность должна нести Украина. Существует мнение, что родственники погибших членов экипажа Ту-154 должны были обратиться с претензиями не к нашей стране, а к "Сибири", поскольку именно с ней заключалось трудовое соглашение. По этому поводу Е. Филянин сказал, что "Сибирь" сразу же после аварии "сделала обязательные выплаты родственникам своих погибших сотрудников и даже сверх обязательных". Он также заявил "Сегодня", что судебные разбирательства между Украиной и авиакомпанией "Сибирь", связанные с катастрофой Ту-154 над Черным морем, смогут еще неоднократно стать информационным поводом для газетных публикаций.

О том, что вопрос урегулирования проблем, связанных с катастрофой Ту-154, пока не закрыт, говорил на прошлой неделе в Новосибирске и глава российского МИД Игорь Иванов. "Будут продолжаться переговоры в разных форматах, на Украине не закрыто уголовное дело относительно виновных в этой катастрофе. Будут идти переговоры также относительно юридических лиц", -- сказал министр. Вместе с тем, сообщает "Интерфакс-Украина", Игорь Иванов назвал "очень сложным" вопрос об ответственности виновных в трагедии. Министр подчеркнул, что Москва в ходе переговоров с Украиной по этому поводу прежде всего добивалась выплаты компенсаций родственникам погибших. "Если бы мы поставили на первое место вопрос выяснения вины, я думаю, что не было бы никаких компенсаций, и неизвестно, когда бы мы смогли этот вопрос решить", -- сказал он.