1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (1656) за 20.01.2004

"МЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЕМ, ЧТО У НАС ВЫХОЛАЩИВАЕТСЯ ВКУС"

Имя режиссера Олеся САНИНА с недавних пор, без преувеличения, стало символом надежды на возрождение украинского кинематографа. Его "Мамая" кто-то восторженно хвалит, а кто-то, наоборот, с пеной у рта ругает. Но ведь фильм не стыдно показать и за пределами нашего "артхутора"! И как бы "доброжелатели" не изгалялись по поводу выдвижения его на "Оскар", факт остается фактом. Недавно Санин уехал в США и накануне дал интервью "Сегодня".

-- Олесь, эта поездка связана с "Мамаем"?

-- Это деловая поездка. Сначала еду на кинофестиваль в Палм-Спринс (в 200 км от Лос-Анджелеса), это один из самых больших фестивалей неамериканских фильмов, которые, как правило, претендуют на "Оскар". Нас туда пригласили, так как "Мамай" в США имеет очень хорошую прессу. И этот фестиваль -- большой рынок идей, продюсеров и прогнозов ситуации в мировом кинематографе. Я еду не только представлять "Мамая" (фильм снят три года назад, и для меня лично работа над ним закончилась), но и на какие-то окончательные переговоры с американскими прокатчиками. Я сейчас уже больше работаю как продюсер -- готовлю несколько проектов, и два из них тесно связаны с американской киноиндустрией. Поэтому еду говорить также и о них. Параллельно в Лос-Анджелесе, на закрытом просмотре для членов американской киноакадемии буду представлять "Мамая". Потом хочу поехать в Канаду и провести переговоры о широкой презентации картины там.

-- В эти ваши американские проекты входит ваша мечта снять "Довбуша"?

-- Нет, не входит, но о нем уже можно говорить, так как я закончил поэпизодный план, пишу часть диалогов. Но есть большое желание сделать коммерческие кино, которое бы имело зрителя. Я ведь снимал "Мамая" как артхаусное кино, как кино национальных традиций, как "поклон" моим учителям. Сделал я это или нет -- решать зрителям. А сейчас хочу создать прецедент копродукции, и чтобы Украины не за свои деньги снимала, а принимала участие в большом проекте, что всегда гарантирует показ фильма в других странах. А прокат -- это самая большая проблема украинского кино. Самый гениальный, самый коммерческий фильм, снятый в Украине, сегодня не имеет перспективы не то, что возвратить деньги, а вообще быть показанным прокатом. Перед нами закрыты все двери, мы вне закона в мировом кино. Мы можем лишь предоставлять услуги иностранным группам, но это не развивает кинематограф. Я хочу эту ситуацию по возможности немного изменить.

Над "Довбушем" работаю со сценаристом Роджером Тауном, известным у нас, в основном, по фильму "Китайский квартал" режиссера Поланского, который получил два "Оскара". Он очень хороший сценарист и трогательно отнесся к этому проекту. Даже небольшие советы такого суперпрофессионала сейчас для меня имеют просто фантастическое значение. Причем, я думал, что для него в "Довбуше" будет проблемой то, что это личностная украинская история. Но ничего подобного -- она понятна всем. Я хочу, чтобы украинский герой стал героем всего мира. А через судьбу этого героя складывалась судьба целого народа, культуры и эпохи.

-- А вы уже знаете, кто может сыграть такого героя?

-- Пока нет. Хочется, чтобы это был украинский актер, и я как могу сопротивляюсь другим вариантам. Но есть проблема: если ты снимаешь с несколькими странами, это обязательно должна быть звезда. К сожалению, украинских звезд, которых бы знали в мире, почти нет. А те, которые известны, например, на российском рынке, уже не могут сыграть Довбуша. Есть несколько актеров украинского происхождения в Австралии и в США, молодых и интересных, уже имеющих имя. Но все будет зависеть от продюсеров и от совместного желания найти этого актера.

-- Знаю, что вы часто бываете в Москве, там тоже какие-то планы?

-- Есть, сейчас я стал сопродюсером двух российских картин, съемки которых планируются в Украине. Одну по Гоголю -- на основе "Вия" -- будет снимать режиссер Евгений Митрофанов. Я, как продюсер, отвечаю за украинскую часть фильма. Фильм финансируется Украиной и Россией (конечно, в большей степени). Хочется, работая в сопродукции, не просто сдаваться в рабство за право снять за чужие деньги, а иметь какие-то цивилизованные права. На следующий год планируется еще один проект, очевидно, с Японией -- история, связанная с киевской балетной школой. Режиссер, продюсер и исполнительница одной из ролей будут японцы, а все остальные -- наши.

"НЕВАЖНО, ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ И КАКОЙ РЕЙТИНГ ЗАНИМАЕТ ТВОЯ СТРАНА"

-- Олесь, помнится, у вас еще были планы музыкальных перформенсов?

-- Они есть и сейчас. Вскоре, наверное, будет работа во Франции. А в Дрездене уже состоялась современная мультимедийная постановка с использованием новейшей компьютерной техники, видеоинсталяций. Об этом сложно рассказывать, так как этот жанр у нас вообще неизвестен. Мы сейчас пытаемся эту постановку осуществить здесь, но пока нет технических возможностей. Ведь чтобы поднять такую технологию по специально написанной компьютерной программе, там были задействованы техресурсы половины Германии и Японии. Для меня это был совершенно необычный, супермодный современный формат работы, и я переживал, что будут сложности в работе с таким объемом информации. Ведь Украина о себе думает, что не может заниматься такими вещами, это возможно где-то в Японии или США. А оказывается, вполне может. Мы работали втроем: я, композитор Алла Загайкевич и оператор Сережа Михальчук. Перед постановкой этот проект проходил очень серьезную селекцию, и мы выиграли среди 70 конкурентов из 44 стран. В таких работах неважно, где ты живешь и какой рейтинг занимает твоя страна. Как нам сообщают, проект имеет серьезный коммерческий успех.

-- Возвращаясь к "Мамаю", знаю, что у вас было много встреч со студентами на просмотрах картины. Это было для вас поучительно?

-- Нам очень важна обратная связь со зрителями. А потом, ведь молодые, кроме "Поттера", "Колец", сегодня не могут посмотреть кино другого класса. Вот как китайцев когда-то заставляли ходить в серых робах, так наших зрителей заставляют ходить в одинаково пестрых. Мы даже этого не понимаем, но у нас выхолащивается вкус. И я боялся, что для молодежи это вообще окажется слишком сложно. Но состоявшиеся встречи свидетельствуют о другом. Были даже такие просмотры, когда фильм идет час двадцать, а я после этого еще два-три часа стоял перед ними, и мы общались. Они задавали тьму вопросов -- и таких, какие у нас критики не задают.

-- Олесь, вы к тому же взяли на себя художественное руководство над экспериментальным молодежным киноциклом "Любовь -- это...". Зачем лично вам это нужно?

-- У людей одной профессии должно быть окружение, в котором не то, что присутствует конкуренция, а в котором они могут общаться и дышать одним воздухом. У нас давно этого нет. Нельзя научиться снимать кино только теоретически, сама учеба происходит лишь тогда, когда сам непосредственно все попробуешь и сделаешь своими руками. Поэтому захотелось посмотреть, а есть ли у нас люди, способные делать современное кино. Выбрали самую понятную для всех тему -- любовь. Западно-Европейский институт совместно с министерством культуры объявил конкурс среди молодых специалистов кинопроизводства (большинство которых работают на "телеконвейере") и, отобрав лучшие идеи, попытался создать условия для их реализации (включая современейшую технику и кинопленку). И вот вскоре 12 игровых разножанровых историй и один документальный фильм будут показаны зрителям. Пусть и решают -- есть ли в Украине молодое кино.

P.S. Олесь Санин выдвинут на премию общенациональной программы "Человек года" в номинации "Творческий деятель года".