Выпуск газеты Сегодня №12 (1656) за 20.01.2004
ГОРОД, ГДЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ -- ЛОДКА
Вместе со своими друзьями-итальянцами (бывшими киевлянами) схожу с поезда на Венецианском вокзале. Глазею по сторонам в поисках чего-нибудь необычного. Вокзал как вокзал -- как и многие другие в Италии. И все-таки не покидает чувство, что впереди ждет что-то необыкновенное, доселе невиданное.
Серенниссима (Светлейшая) -- своего рода город-музей. Каждое здание -- не просто чудо архитектуры, а неотъемлемая частица целой эпохи. Готика, ренессанс, барокко -- здесь есть все: это просто Мекка для искусствоведов! А для простой туристки вроде меня -- возможность совершить маленький экскурс в историю.
Начинаю его с посещения площади Святого Марка. Это сердце Венеции. Невероятных размеров площадь, практически полностью замкнутая с четырех сторон, поражает своей монументальностью и несметным количеством… голубей. Туристов они не боятся, внимание к своей голубиной персоне принимают как должное и в качестве благодарности едят прямо с руки. Причем кормежка голубей -- это своего рода аттракцион. Покупаю маленький пакетик с кормом (здесь производством подобной продукции занимаются многие), высыпаю в ладонь, и птички с удовольствием клюют угощение.
Но площадь, разумеется, знаменита не только этим. В былые времена здесь сосредоточивалась вся общественная жизнь. Монументальные сооружения -- Базилика Св. Марка и Дворец дожей -- были символами церковной и политической власти. Когда попали во Дворец, я ахнула. Старинные полотна, изящная лепка, скульптуры, арки. Ранее здесь находился Магистрат, Суд и Адвокатура -- в одном здании! Теперь это музей. В соседнее здание Тюрем из Дворца можно попасть, пройдя по Мосту Вздохов. Столь печальное имя мост получил вполне оправданно. Некогда по нему водили на допросы заключенных или же возвращали их обратно в камеры, в которых они могли остаться навсегда.
Покидать Дворец не хочется, но впереди ждет еще много интересного. Для разнообразия экскурсоводы рассказали о том, как работает местный транспорт. С передвижением тут проблематично. Вместо привычных нам автобусов -- катера, и добираться из одного конца города в другой очень долго. Немного проще тем, у кого есть собственное средство передвижения -- лодка. Ну а если хотите прокатиться с шиком -- милости просим. К вашим услугам венецианский лимузин -- гондола. Правда, удовольствие это не из дешевых: стоимость часа аренды в среднем -- 100$.
А Венеция тем временем не переставала удивлять. Здесь даже таможню умудрились превратить в произведение искусства. Да еще и с намеком. Над небольшой башней возвышается фигура Фортуны. Она вращается подобно флюгеру, переменчива, как и судьба человека, зависящая от воли случая. Видно, уже в XVII ст. архитектор Джузеппе Бонони, создавший ансамбль, понял, какую роль играет таможня в жизни некоторых людей.
Назад к вокзалу возвращались по Большому каналу. Четырехкилометровый водный путь проходит почти через весь город. А раз в год он становится местом проведения Исторической регаты. Праздник открывается парадом судов, после которого начинаются лодочные гонки. Победителю вручается вымпел, а самой последней лодке -- шутливый приз -- "поросенок". Подобные соревнования устраивались уже в XIII веке, причем раньше количество гребцов в одной лодке доходило до 50 человек! Сейчас оно не превышает... двух.
Пока мы плыли, гид указывал на некоторые здания и приводил любопытные факты из истории города: "Вот Палаццо Джустиниан... Здесь некогда жил Вагнер... А в Фондако дей Турки в старые времена принимали византийского императора. Палаццо Кавалли Франкетти – тут в 1836 году скончался эрцгерцог Австрийский...". Подумалось: наверное, невероятно интересно жить в таком старинном городе. Однако говорят, что жить здесь -- невыносимо, но если я захочу рискнуть, то самые дешевые квартиры в центре, а самые хорошие и дорогие -- на окраине города. Конечно, никуда я переезжать не собираюсь, но поглазеть на прекрасную Венецию еще хотя бы разочек очень хочу...