Выпуск газеты Сегодня №12 (1656) за 20.01.2004
ПОЧЕМУ ХОРОШАЯ ВОДКА ИДЕТ ЗА РУБЕЖ, А "ПАЛЕНАЯ" -- НАМ НА СТОЛ
Утверждение о том, что половина продаваемой в Украине водки -- фальсификат, уже ни для кого не новость. Тем не менее, успехи в борьбе с "паленкой" оставляют желать лучшего. Отчего? Да все просто: реализация фальсификата не требует больших вложений и дает 300--500% (!) чистой прибыли. В этой связи полезно вспомнить высказывание основоположника марксизма, утверждавшего, что и при гораздо меньших процентах "навара" нет таких устоев, кои бы не попрал капитал, и нет таких преград, которые бы он не преодолел. Вот и выходит: главный фактор изготовления поддельной водки -- экономический. С одной стороны, жажда наживы "предпринимателей" во много раз превышает их страх понести уголовную ответственность. С другой -- есть люди, которые готовы пить водку за 4 грн., даже зная при этом, что заводской продукт априори не может столько стоить.
А каков доход легальных производителей? Реальная стоимость поллитровки, с учетом минимальных оптовых цен, утвержденных Кабмином -- 5,2 грн. Из них только непрямые налоги составляют 3,84 грн. А ведь еще существует налог на прибыль и 20% НДС. Плюс затраты на сырье, зарплата рабочим, амортизация... Вот и выходит: если мы покупаем бутылку самой дешевой водки за 6,8--7 грн., то более четверти (!) цены -- это накрутки оптовиков и розничных торговцев, а процент прибыли тех, кто ее сделал, меньше почти на порядок.
На внешнем рынке ситуация другая. Там производитель не платит акцизного сбора, значит 3,84 грн. он вполне может приплюсовать к своим доходам, коль договорится с зарубежным поставщиком о хорошей цене. И договариваются: если в 2000 г. нашу "горілку" брали по $0,61 за пол-литра, то в минувшем -- уже по $1,02. Указанная цена -- средняя по контрактам на выходе из Украины. Предоставляем читателю право самому прикинуть, сколько из этих денег составляет прибыль украинских заводчиков. И сделать вывод: на каком рынке -- внешнем или внутреннем -- им интереснее работать. Особенно если учесть, что, по справочным данным, годовой валовый доход двух с половиной сотен наших алкогольных компаний равен порядка 0,5 млрд грн. или в среднем по два "лимона" в год на каждую.
В свете сказанного не удивительно, что в 2003 г. общий объем экспорта водки и ликеро-водочных изделий оказался в 10 раз больше, чем в 2000-м. В деньгах это -- почти 12 млн грн. и, по прогнозам экспертов Ассоциации "Союз производителей алкоголя и табака", к 2006 г. продажи за рубеж вырастут еще в 4,5--5 раз. Казалось бы, пока экспортируем немного: около 3% емкости украинского рынка напитков крепостью от 20 градусов. Сейчас он, напомним, составляет 30 млн дал без учета доли домашнего "самопала" (еще 15--16%). Тем не менее, через три года планируем вывозить уже впятеро больше, и где гарантия, что эта тенденция не будет укрепляться? Посему вывод неутешителен: экономических предпосылок для того, чтобы легальная водка вытеснила с рынка поддельную, нет. А попытки "задавить" подпольных ее изготовителей не экономическими, а силовыми методами, напоминают сражение Геракла с Немейской гидрой, у которой взамен отрубленной головы вырастали две новые. С существенным отличием: мифический герой, кроме меча, имел еще и факел. Первым он рубил головы, вторым прижигал гадине шеи, дабы новые головы не могли "проклюнуться". У наших правоохранителей, к сожалению, есть только меч...
КСТАТИ
В 2003 г. МВД Украины выявлено 954 преступления в сфере производства и реализации спирта и алкогольных напитков. У правонарушителей изъято 26,5 тыс. дал спиртного на сумму более 25 млн грн., закрыты 328 подпольных цехов, их оборудование конфисковано, к уголовной ответственности привлечены 825 человек.