1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (1656) за 20.01.2004

ВОЗДУШНЫЙ "РАЗВЕДЧИК-НЕВИДИМКА"

Впервые поднялся в воздух летательный аппарат нового типа "Арктур" вертикального взлета и посадки, созданный в Украине. По словам главного конструктора СКБ "ЭрКар" Аркадия Панфиленко, у его детища нет аналогов. В отличие от дистанционно пилотируемых воздушных собратьев производства других стран (самолетов и вертолетов), это -- монолет, главным достоинством которого является высокая динамичность горизонтальных перемещений, а основой полета и стабилизации в пространстве служит так называемая "шелестящая" воздушная струя.

Теленаблюдение за состоянием окружающей среды, земной поверхности в условиях сложного рельефа местности, доставка срочных грузов, сообщений, пассажиров, поисковые и аварийно-спасательные работы -- такова, в общих чертах, сфера применения "Арктура". Пригоден он к использованию и в военных целях, в частности, для патрулирования, мониторинга, разведки.

Именно эта, неброско названная "Курьером", модификация дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА), заинтересовала меня более всего. Ведь до сих пор в Украине эксплуатировались беспилотные воздушные машины совершенно иного класса и летно-технических характеристик -- например, ВР-2 "Стриж", "Рейс".

Новый аппарат-"разведчик" гораздо миниатюрнее, маневренней. Оснащается он современным навигационным и сигнальным оборудованием, позволяющим выполнять поставленные задачи в автоматическом режиме, без участия в пилотировании летчиков, допустим, для обнаружения техники, личного состава, их скрытого передвижения; достоверного отображения карты местности в зоне наблюдения; передачи на командный пункт данных видео- и фотосъемки конкретных объектов.

Монолет способен взмывать и садиться на недоступных другим летательным аппаратам ограниченных площадках, перемещаться под любым углом, занимать по команде оператора высоту до 4500 метров (при необходимости зависая над заданным объектом либо обозначенным с пульта управления квадратом). "Курьер" практически неуязвим: работает в пассивном режиме и средства ПВО засечь его не в силах. На экранах радаров мини-"разведчик" не проявляется, поскольку не излучает импульсов, а только снимает информацию и передает "картинку" по назначению.

На вопрос "Сегодня", насколько востребован его аппарат, предусмотрительно запатентовавший свое изобретение Аркадий Панфиленко рассказал, что интерес к новичку уже проявлен в МЧС, фельдъегерской службе, Укрпочте, и не только.

Круглосуточный контроль линии кордона требует привлечения немалых технических и людских ресурсов. Их в состоянии заменить пара ДПЛА, постоянно барражирующих вдоль сухопутной или морской границы и отслеживающих реальную ситуацию. Случись предпосылка к ЧП -- ее мигом "захватит" теле- или фотоглазом аппарат, которому не страшны самые неблагоприятные метеоусловия -- туман, низкая облачность, шквалистый ветер. Оператору на командном пункте необходимо лишь удостовериться в том, насколько событие требует вмешательства. Он может задать программу на снижение и, соответственно, получение более четкого изображения объекта (скажем, судна-нарушителя границы либо группы нелегалов, пытающейся под покровом темноты пересечь ее). Пограничники, говорит конструктор, весьма заинтересованы в приобретении "Курьера".

Сослужит он неплохую службу и украинским миротворцам в Ираке, где в последнее время обстановка не на шутку накалилась. Видеонаблюдение за ситуацией в зоне их ответственности осуществлялось бы без риска для жизни и здоровья личного состава. Применяют же американские разведслужбы и спутники-шпионы, и беспилотные летательные аппараты над Багдадом, другими населенными пунктами -- почему не взять на вооружение чужой опыт?!

Точек приложения у "Курьера", как и его собратьев, повторяю, немало. Но бить в литавры рано. От идеи создания "Арктура" до практической реализации в жизнь и первого испытательного полета прошло долгих 15 лет. За это время родились ДПЛА у американцев ("Golden Eye", сумма вложенных средств -- 2,8 млн. долларов), японцев (вертолет MFR, $ 1,2 млн.), россиян ("Отшельник", 3,6 млн. рублей).

Дитя нашего СКБ изготавливалось из подручных, как водится, материалов и обошлось в сумму... 20 тыс. гривен. Оно появилось на свет не благодаря, а вопреки законам логики. Так, цена самолета-разведчика вертикального взлета и посадки "Золотой Глаз" фирмы "Аврора" (США) -- $ 260 тысяч. Его неказистый внешне, но бойкий сородич "Арктур" стоит всего 22 тыс. долларов с поршневым двигателем и 41 тыс. -- с реактивным. Минпромполитики, чье Управление государственного оборонного заказа, специальных разработок и технологий весьма лестно оценило отечественный ДПЛА как открывающий "новые перспективные для Украины направления авиастроения", не имеет средств для финансовой подпитки проекта. Руководители "Укрспецэкспорта" занимают выжидательную позицию. Возможно, появится какой-нибудь состоятельный и дальновидный спонсор, более державных мужей отдающий отчет в том, какую золотую жилу разработали на приютившем мастерскую СКБ 410-м заводе гражданской авиации?

...На недавнем авиасалоне, где среди огромных экспонатов затерялся тогда еще только крошечный макет "Арктура", к его конструктору подошел представитель оборонного ведомства одной из арабских стран. Долго осматривал, выспрашивал, выпытывал и наконец спросил, почем штука. Ему шутя ответили: 10 миллионов долларов. Араб шутки не понял и согласился не торгуясь. Он был готов оплатить счет немедленно.


Комментарий Главнокомандующего ВВС Вооруженных сил Украины Ярослава СКАЛЬКО:

-- Дистанционно пилотируемые, как и беспилотные летательные аппараты -- интересное и, главное, перспективное направление. Войны шестого поколения будут вестись преимущественно ими. В ряде развитых стран полным ходом развернуты работы по созданию целых стратегических группировок БЛА. Почин киевских специалистов, равно как и подобные изыскания сотрудников одного из чугуевских предприятий, с которыми у меня были соответствующие консультации, заслуживает поддержки на государственном уровне. В Военно-Воздушных силах Украины данные проблемы не снимались с повестки дня, уделяем им внимание и сейчас как в теоретическом, так и в практическом плане. Надеемся на укрепление сотрудничества с конструкторами.