1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №13 (1657) за 21.01.2004

"ЗАПАХИ И ЗВУКИ ДЕТСТВА В УКРАИНСКОЙ ПРОВИНЦИИ ПРЕСЛЕДУЮТ МЕНЯ ПО НОЧАМ"

Когда называешь имя Родиона Нахапетова, то более молодые сразу же спрашивают: "Это тот, кто бросил Глаголеву?" А зрители со стажем ностальгически вспоминают его знаменитые роли во "Влюбленных", "Рабе любви", "Торпедоносцах", "Утреннем шоссе". Многим полюбились и его режиссерские работы: "С тобой и без тебя", "Не стреляйте в белых лебедей", "О тебе", "Зонтик для новобрачных". Из названий всех его фильмов даже можно составить историю его необыкновенной жизни, которой сегодня исполняется 60.

"Я, Прокопенко Галина Антоновна, родилась 15 июня 1922 года в селе Скалеватка Криворожского района..." -- так начинаются воспоминания мамы Нахапетова, записанные фиолетовыми чернилами в девятнадцати ученических тетрадках. Она оставила подробное описание своего беспримерного перехода через линию фронта, который совершила по заданию подполья, будучи беременной Родиной. Именно так она назвала сына, родившегося 21 января 1944 года в городке Пятихатки под грохот ужасных бомбардировок и обстрелов. Именно с этого и начал свою книгу воспоминаний "Влюбленный" Родион Нахапетов.

У паренька из украинской провинции, казалось бы, все складывалось идеально: ВГИК, первые громкие роли, обожание поклонниц, награды (Государственная премия, премия им. Довженко за роль в "Торпедоносцах"), возможность самому снимать фильмы. И жена, умница-актриса, и две славные дочки... И вдруг в 44 года -- новая жизнь в Америке, в Городе Ангелов -- Лос-Анджелесе. И тогда, и сегодня его чаще всего спрашивают: "Почему?" Почему такой востребованный актер и режиссер остался там? А здесь о нем уже стали забывать. Хотя, оказывается, все это время он по нескольку раз в год приезжал в Москву. И не только для того, чтобы встретиться с дочками, но и по делам своего Фонда "К сердцу ребенка" для помощи детям с врожденным пороком сердца (ведь сам Родион родился с этой же болезнью).

Через 13 лет Нахапетов постепенно стал возвращаться и в российский кинематограф. В один из его недавних приездов в Москву мы там встретились. Родион Рафаилович не только рассказывал о своей жизни, но и читал на чистейшем украинском стихи, и пел свои любимые украинские песни.

-- Трудно снимать просто, трудно писать просто, но именно это скорее найдет путь к сердцу каждого. Вы это сделали в своей книге "Влюбленный", причем попытались обнажить свою душу.

-- Вообще написание книги -- это автобиографическое. Иногда просто хочется объясниться с людьми и рассказать, что с тобой происходило, в другой раз есть желание напомнить о себе. Эта книга родилась спонтанно. Я просто писал записки, для себя. Эти впечатления я складывал, складывал, а потом во время одной беседы в издательстве редактор сказал, что было бы интересно, если бы я написал о себе. И поэтому я все скомпоновал, поставив в начале книги записи моей мамы, которые лежали у меня на сердце, -- мне казалось, что люди должны знать о ее подвиге. И я согласен, что простое всегда найдет путь к сердцу. Это говорил и мой учитель в кино, режиссер Марк Донской.

-- Очевидно, это происходило на съемках фильмов "Сердце матери" и "Верность матери". А как вы относились к своей роли молодого Ленина?

-- Прекрасно. В то время мне было 19 лет. Ну как может молодой человек относиться к работе такого масштаба? Конечно же, с восторгом. Не только из-за того, что я играл вождя. Исполнение исторической роли, безусловно, потребовало способности к перевоплощению: научиться картавить, перенять жесты, длительный необычный грим. Здесь нужен был совсем другой подход к профессии. Кроме того, я знал, что маме, которая так много перенесла в своей жизни, нужна была какая-то победа. И в этом смысле то, что я играл такую роль, -- было для нее подарком.

-- И вот к вам быстро пришла популярность, а были какие-то смешные, нелепые случаи в это время?

-- Я два года работал над речью Ленина, имитировал его картавость и интонации. А потом снимался в фильме "Пароль не нужен" в роли Исаева -- героя Юлиана Семенова, которого автор в годы войны превратил в Штирлица. Эта роль совсем не похожа на Ленина -- журналист, эдакий плейбой, но на самом деле -- разведчик. Ну, я играл, и все было замечательно. А потом сняли очень эмоциональную сцену, когда нужно было выскочить и кричать какие-то лозунги. Я снялся, а режиссер Борис Григорьев и говорит: "Слушай, что-то не то". Посмотрели материал, и оказалось, что я в этой сцене... картавил, как Владимир Ильич.

-- Но совсем другие фильмы сделали вас просто-таки культовым актером -- "Нежность" и "Влюбленные" с Анастасией Вертинской. Вы тогда чувствовали, что это необычные фильмы?

-- Удовольствие мы получали огромное, потому что были юными и все было для нас, как праздник. И то, что мы снимали в Узбекистане под ярким солнцем и гуляли в древней Хиве. И вообще, все было другое -- особенно после тех "ленинских" фильмов. Здесь была полная свобода. Я мог быть одет как угодно. Вот сейчас разговариваю с друзьями, а потом сразу же вхожу в кадр -- и это создавало непринужденную атмосферу, которая дорогого стоит. Вот это я забыть не могу, потому что помнится не только то, что зрители видят, но и то, что мы, актеры, прожили за кадром.

"АРТИСТ -- ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ СВОИМ ЛИЦОМ"

-- А когда в вашей жизни возникла режиссерская профессия?

-- Всякий актер -- по сути режиссер своей роли. А потом, когда я работал у Донского, он всегда объяснял, почему делает так, а не так. Почему, например, развернул кресло -- свет бьет отсюда, почему пароход так плывет, а не по-другому, почему ждут облаков, почему музыка так важна в фильме. Постепенно я стал открывать для себя новую профессию и увлекся ею. Артист -- человек, который играет своим лицом, а режиссер живет своим воображением и играет всем и всеми.

-- Почему в своей первой режиссерской работе "С тобой и без тебя" на роли простых крестьян вы выбрали интеллигентнейших Неелову и Будрайтиса?

-- Эту картину я очень хотел снять. Мне показалось интересным рассказать, как человека меняет общение с другим человеком. Что это такое, когда любовь связывает таких разных людей? Как происходит эта ломка? И мне не хотелось, чтобы роль Стеши играла однозначно такая русская деваха, хотелось, чтобы она была маленькой и хрупкой. И Марина Неелова была именно такой. Будрайтиса я тоже знал -- мы снимались в фильме "Это сладкое слово свобода", тем более, что образ хуторянина ему должен был быть понятен. И получился замечательный дуэт.

-- Еще одна ваша громкая роль в "Рабе любви", когда барышни шептали: "Какой красивый мужчина!.."

-- Это время для меня было очень непростым, потому что я пытался снять свой фильм "На краю света" по пьесе Розова. Его закрывали, были постоянные пересъемки. И как раз в этот момент Никита Михалков мне предложил роль подпольщика Потоцкого, хотя я догадывался, что он сам был не прочь ее сыграть. И снова-таки остались ощущения не так от роли, как от самих съемок, необычайно интересных. Мой образ вышел очень романтичным, я тогда сам был таким же (это время апогея романа с Верой Глаголевой. -- Авт.). Но меня раздражало то, что он крашеный -- зачем Михалкову нужно было меня красить? Он даже хотел какие-то ресницы добавить, чтобы было в стиле ретро. Мне это не особо нравилось, но сегодня я смотрю проще -- зрители уже привыкли к такому образу и к стилистике фильма. Правда, крашеным я был и в "Торпедоносцах" -- наверное, из-за фамилии героя -- Белобров.

-- Родион, извините, не могу не спросить о Вере Глаголевой, с которой в вашей жизни так много связано...

-- В своей книге я достаточно подробно описал нашу историю. Вера была мастером спорта по стрельбе из лука и о кино даже не думала. Когда я ее увидел, подумал, что девочка милая, необычная, как раз такая, как героиня нашего фильма "На край света". И попросил ассистентов пригласить ее, на что Вера ответила "нет". Но они народ настойчивый и уговорили ее. Меня поразило то, что Вера очень естественно произносила текст -- была сама собой. Ее натуральность, органика меня подкупила, ведь мы, профессиональные артисты, добиваемся этого длительными тренингами. А потом был необычный, музыкальный фильм "О тебе" -- история о девочке, непохожей на других, которая не может говорить, а поет. Этот фильм стал возможен только тогда, когда появилась Вера.

-- А какие отношения у вас сегодня?

-- Дружеские, ведь нас связывают, прежде всего, наши дочки. Да и с моей женой Наташей Шляпниковой они в нормальных отношениях.

-- А чем сейчас занимаются ваши девочки?

-- Старшая Аня -- балерина Большого театра. Если вы смотрели сериал "Русские в Городе Ангелов", у нее там небольшая роль девушки Ани -- жены моего приемного сына. Я очень рад, что снял ее, так как в ней есть природное обояние. Средняя дочь Маша заканчивает в США школу компьютерной графики и рвется работать в Москву, хочет заниматься анимацией. И еще Катя -- дочка моей жены Наташи -- очень одаренный человек: сочиняет странные стихи, пишет музыку и учится в университете.

-- Отъезд в Америку, наверное, произошел в такой момент жизни, когда вы решили, что надо что-то менять?

-- Я не относился к своему отъезду, который случился в 1989 году, как к чему-то окончательному и бесповоротному. Я просто повез на студию "ХХ век Фокс" свой фильм "На исходе ночи" для показа и продажи. Мне казалось, что еду на короткий срок, что у меня там будет успех, и я чего-то добьюсь как режиссер. Как актер я не рассчитывал ни на какой успех, потому что, во-первых, меня уже давно не интересовала актерская профессия, и во-вторых, с акцентом добиться какого-то успеха в Штатах очень сложно. Тебя всегда будут воспринимать как чужестранца, а значит -- какие роли? А потом этот отъезд совпал с моим очень сложным внутренним состоянием, с тем, что вокруг меня менялась страна, менялся кинематограф, появилось огромное количество так называемой "чернухи". Я чувствовал, что это не мое -- что-то ломалось вокруг меня. Вот эта зыбкость во многом сыграла свою роль.

Появились какие-то перспективы, "ХХ век Фокс" предложил написать сценарий -- опять же о любви. Фильм по нему не был поставлен, но мне казалось, что это продолжение того, чем я занимался раньше. Кроме того, я встретил женщину, которая меня полюбила, а уезжать со мной не хотела. Она русская по происхождению, но в России боялась жить. А с другой стороны -- дети, которые здесь остались... Это был очень непростой период. Вообще тебе хочется, чтобы жизнь упрощалась, но все происходит наоборот -- она усложняется. Я вовсе не считаю, что эмигрировал, я даже не поменял российского гражданства, у меня просто "грин-карта", с которой я могу жить и работать в Америке. И потому, если захочу, всегда могу вернуться.

"С УДОВОЛЬСТВИЕМ БЫ СНЯЛ ФИЛЬМ В УКРАИНЕ"

-- Чувствуется, что в вашем телесериале, который шел по Первому российскому и украинскому "Интеру", много автобиографического.

-- Вообще, наверное, жизнь в Штатах была нужна для того, чтобы появился этот сериал -- рассказ о тех людях, которых я видел, о проблемах, с которыми сталкивался, о непростой любви, о стене непонимания. Это сериал авторский -- он мной написан, мной срежиссирован, да я еще и свою физиономию туда вставил. Но главная роль у меня не потому, что я так хорошо к себе отношусь, это было условие Первого канала -- им нужно было узнаваемое лицо. Совмещать три профессии очень тяжело. После того как прошла вся подготовительная работа, я в последнюю минуту хватаю текст на английском языке, быстро его выучиваю и вскакиваю в кадр к этим звездам. Да еще нужно не ударить лицом в грязь, потому что они думают: "Ага, говорят, что он известный артист. А может ли он играть?". И мне приятно, что потом они всюду отмечали, что имели замечательного партнера.

-- Помню, всех очень интересовал вопрос о том, как вам удалось заполучить голливудских актеров совсем не последнего эшелона?

-- Ну, в том, что у нас снялись Эрик Робертс, Гарри Бьюси, Шон Янг, Лэйн Дэвис, прежде всего, заслуга продюсера фильма Наташи Шляпниковой, которая, работая на американском ТВ, многих знала и находила ко всем подход. Но в сериале снимались и известные российские актеры -- Владимир Стеклов, Лидия Федосеева-Шукшина, Валерий Николаев, Екатерина Редникова. И все были на равных.

-- Что вместили эти пять лет, последующие после книги?

-- Во-первых, я с помощью этой книги "поговорил" со своими зрителями. Очень много было отзывов. Даже, например, появились родственники отца (о котором я написал мельком). Они рассказали, что он, несмотря на то, что нас бросил, был неплохим человеком. Кроме того, в нашей с Наташей кинокомпании сделал три документальных фильма, два художественных -- "Телепат" и "Кровь успеха", сделали три серии российской "Убойной силы", где я был режиссером и снялся сам. И, наконец, этот сериал.

-- Ну, а что завтра?

-- Завтра -- следующая книга. Хочу написать о том, как вообще происходит работа в Голливуде и как работается такой маленькой независимой компании, как наша. Также о приездах наших с Наташей сюда, ведь с ней происходит здесь то же, что со мной в Америке.

-- А домой, в Украину, не хочется?

-- Честно вам скажу -- очень хочется. У меня, кстати, есть один сюжет, и я с удовольствием бы снял фильм в Украине. Побывал бы в своих родных местах: в Криворожье, в Днепропетровске, где жил и ходил в школу. Мне очень грустно, что мое родное село Скалеватка опустело, но осталось кладбище, где похоронены мои предки. Многого, конечно, уже нет, но детство не меняется. Не меняются эти звуки и запахи, которые тебя преследуют иногда по ночам.

P.S. Недавно актер снялся в фильме "Влюбленные-2", премьера которого планируется весной. Как не поверить очень верующему человеку Родиону Нахапетову, что все возвращается на круги своя?