Выпуск газеты Сегодня №13 (1657) за 21.01.2004
"НИКУДА НЕ УЕЗЖАЛИ И УЕЗЖАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ"
-- Прежде всего, хотел бы сказать, что из Киева я никуда не уезжал и уезжать не собираюсь, как, впрочем, и упомянутая в статье супруга, -- начал разговор Роман Макомела. -- Дни, предшествовавшие Новому году и Рождеству, все зимние праздники и после них в силу служебных обязанностей постоянно находился в городе, никуда не отлучался, что могут засвидетельствовать подчиненные и руководство. Дежурил, практически каждый день был на работе, за пределы Киева не выезжал и постоянно пребывал в пределах досягаемости. Те, кто хотел меня найти (включая работников МВД), беспрепятственно находили. Так что информация об исчезновении -- не более чем слухи. Она ничем не подтверждается...
Вместе с тем г-н Макомела не стал отрицать, что был приглашен в Главное управление МВД Украины в Киеве по поводу уголовного дела, возбужденного в связи с проверкой Центральной городской клинической больницы и отделения магнитно-резонансной томографии, которое возглавляет его жена. Роман Николаевич уточнил, что Наталья Михайловна была дважды прооперирована, в настоящее время продолжает находиться на больничном, но как только покинет лечебное учреждение, даст необходимые пояснения по расследуемому делу и не намерена уклоняться от встреч с кем бы то ни было.
Главный вопрос, который, по мнению Макомелы, стал камнем преткновения, -- считать ли нашу медицину бесплатной, как это декларируется Конституцией Украины, или ее 49-я статья в условиях рыночной экономики безнадежно устарела. Попытки принять законы о всеобщем медицинском страховании, медицинском учреждении оказались неудачными. Существует целый ряд других законодательных актов, которые определяют деятельность системы городского здравоохранения, в том числе по получению бюджетными учреждениями так называемых собственных доходов, поступающих на входящий в структуру общего бюджета специальный счет. Это определено соответствующим приказом Минфина и в целом Бюджетным кодексом.
-- Так вот, предметом нашего разговора с сотрудниками следственного управления стала, во-первых, существующая в настоящий момент нормативная база, а во-вторых, наличие в учреждениях здравоохранения тарифов на оказание платных услуг населению, -- говорит собеседник. -- На мой взгляд, эти тарифы были, есть, будут, более того, должны быть, так как узаконены государством и определен механизм их формирования.
В целях экономии газетной площади, сведем сказанное в пространном интервью к следующему. Руководителям лечебно-профилактических учреждений, говорит Макомела, разрешено получать средства от юридических и физических лиц в качестве оплаты за осуществление лабораторных, диагностических и консультативных услуг, предоставляемых гражданам без направления врача, по договорам добровольного медицинского страхования.
Такое право регламентировано постановлениями Кабмина № 1548 от 25 декабря 1996 года, № 659 от 17 мая 2002-го и № 989 от 11 июля 2002 г., распоряжением Киевской горгосадминистрации № 225 от 6 февраля 1998-го, приказом Министерства финансов № 146 от 29 июня 2000 года.
-- Следовательно, руководители лечебно-профилактических учреждений во исполнение этих нормативных актов и в соответствии с уставными полномочиями, -- продолжает начальник горздрава, -- разрабатывают и утверждают тарифы (цены) на платные медицинские услуги. Разработка осуществляется городским хозрасчетным центром "Медицина", а согласовывается и утверждается Управлением по вопросам ценовой политики и нашим главком на основании существующих методик. При этом каждое из учреждений, являющееся юридическим лицом сферы здравоохранения, вправе заключать любые хозяйственные договора, в том числе касающиеся добровольного медстрахования. Регулирование же договорных отношений между лечебно-профилактическими учреждениями, гражданами и страховыми компаниями не входит в компетенцию возглавляемого мной главка.
Скажу больше: к нам не поступало каких-либо заявлений или жалоб по поводу ненадлежащего медобслуживания по таким договорам ни от физических, ни от юридических лиц, получавших платные услуги как в отделении магнитно-резонансной томографии Центральной городской клинической больницы, так и в других учреждениях системы горздрава.
-- А заключаемые со страховыми компаниями договора на самом деле добровольные или правильнее назвать их добровольно-принудительными?
-- Если человек сам, лично, подписывает договор, стало быть, назвать документ принудительным нельзя. Он ведь думает, что делает. И другого страхования у нас просто нет.
-- Моему коллеге, устраивавшему в больницу мать, без экивоков предложили внести так называемый благотворительный взнос -- эквивалент 100 долларов. И принесли готовый бланк с уже проставленной цифрой. Деваться некуда, здоровье мамы дороже.
-- И оказание платных медицинских услуг, и договора страхования -- меры вынужденные, не от хорошей жизни. Ведь если потребности на поддержание бюджетной отрасли составляют 1 млрд. 100 млн. гривен в год, а фактически выделяется 400 млн., то не нужно быть большим математиком, чтобы почувствовать разницу. Чем ее заполнить? Дополнительными вливаниями в виде уже упомянутых добровольных взносов-пожертвований. Решение, конечно, непопулярное, но как выживать больницам? Ничего другого пока никто не предложил. Если вы посмотрите ведомости поступлений средств на спецсчет, то увидите цифру в 60 млн. грн. Эти деньги честно заработаны, зафиксированы, учтены, с них уплачены налоги, и пусть указанной суммы недостаточно, но лучше такая, чем никакой.
-- Мне все-таки непонятно, как этот взнос может считаться добровольным?
-- Если человек попадает в больницу, его нужно лечить. Так? На содержание одного больного положено 4 гривни в день. Что, какие медикаменты можно приобрести на эту сумму? А если речь об операции, капельнице, шприцах, перевязочном материале? Она возрастает многократно. Дальше: на питание каждого пациента выделяется 3 грн. в сутки. Ну как быть? Вот это и есть законодательный разрыв, который никто не видит или не хочет видеть. Хотя все всё понимают. Проблема не нашла своего решения в масштабе государства, отсюда и возникающие коллизии... Наверное, вы правы, что сделанный вашим коллегой взнос лишь условно-добровольный, но другого-то выхода нет.
-- Пациенты отделения, которым руководит ваша жена, заключали договора добровольного медицинского страхования?
-- Насколько мне известно, в больнице был задействован механизм, позволяющий оформлять их через агентов страховой компании.
-- И суммы от 330 до 380 гривен поступали не в больницу, а в страховую компанию?
-- Да, и последняя рассчитывалась с больницей, перечисляя туда поступившие от каждого конкретного пациента средства.
-- Это подтверждается документально?
-- Конечно. Есть счета, договора, свидетельства страховых агентов.
-- Таким образом, вы опровергаете предположения сотрудников милиции, сомневающихся в том, что указанные суммы проходили именно такой путь?
-- Я не могу опровергать сотрудников милиции -- это не моя функция. Работала бригада КРУ, были другие проверки. У меня имеются акты. В них нет ничего, что вызывало бы сомнения в наличии каких-то незаконных механизмов прохождения денежных потоков за оказываемые платные услуги.
-- Тогда считаете ли вы обоснованными подозрения в отношении и вас, и вашей супруги, прозрачно вырисовывающиеся из публикации "Главу горздрава Киева допросила милиция..."?
-- Я в своих действиях не вижу ничего, что дало бы повод для подозрений в злоупотреблениях, совершенных с корыстью для себя. Говорю об этом, глядя вам прямо в глаза. Понимаете, ни одно решение не принимается единолично, одним человеком. Оно готовится специалистами, проходит юридическую экспертизу. Все проверяется, анализируется. Но у нас существуют такие дыры в законодательстве, что состыковать одно с другим невероятно трудно.
-- А Наталья Михайловна могла что-то нарушить?
-- Она опытный врач, защитила кандидатскую диссертацию, возглавила отделение не вчера, люди отзываются о ней с положительной стороны. Зная ее много лет, я уверен, что она не могла допустить нарушений. И ни один больной не скажет, что лично ей дал хоть копейку. Это просто невозможно.
-- Получается, зря дело возбудили?
-- Медики сегодня совершенно не защищены. Взять ту же среднюю зарплату. Хотите знать, какая она у дипломированного врача? Около 310 гривен. У медсестры -- 218. Можно на такие деньги прожить в столице? Вопрос! Но зарплату даже Александр Омельченко не в силах поднять. Нам не разрешают ввести и какие-то минимальные надбавки, чтобы люди почувствовали себя хоть чуть-чуть увереннее.
-- А мне врач из военного госпиталя рассказывала, что ей предложили место в киевской больнице, но за эту "услугу" нужно сразу отстегнуть 300 долларов.
-- Кому?
-- Посреднику, который будет ее продвигать.
-- Знаете, я тут седьмой год, и скажу ответственно: рабочих мест для медиков в городе хватает с избытком. И вакансии есть. Но большинство хочет идти акушерами-гинекологами, дерматовенерологами, стоматологами. Желающих занять пост терапевта, педиатра, патологоанатома, судмедэксперта почти нет. Не больно стремятся идти на "скорую", где сегодня около 150 вакансий.
-- И никому никаких взяток нести не надо?
-- Да вас расцелуют, обнимут -- только придите. Всех заберем и устроим.
-- Резюме.
-- Пусть следствие досконально разберется во всем -- на то оно и следствие. Но то, что мной или женой были допущены нарушения закона, действительности не соответствует. И хотя приставка "пока" в подзаголовке вашей предыдущей статьи имеет скрытый подтекст, надеюсь, своего продолжения она не получит.
P.S. Мы предоставили Роману Макомеле возможность высказаться не только из соображений этики, но также уважая презумпцию невиновности: до суда никто не вправе кого-либо обвинять в прегрешениях, укладываются они в рамки конкретного уголовного дела или нет.
Вместе с тем интервью оставляет ряд открытых вопросов, ответы на которые, как представляется, нужно искать не в кабинетах горздрава, а где-нибудь повыше -- Министерстве здравоохранения, Минфине, профильном комитете Верховной Рады.
Например, действительно ли законны добровольные взносы и договора страхования (а если да, то в чем же тогда усматриваемый милицией криминал); от кого непосредственно зависит вывод городской медицины из тупика, в котором она оказалась; что намерены предпринять и столичные власти, и Минздрав для устранения финансовых "ножниц", ставящих в двусмысленное положение, в первую очередь, пациентов больниц, но в не меньшей степени -- и влачащий жалкое существование персонал.
И последнее. Недавно в Генеральную прокуратуру Украины ушло коллективное письмо сотрудников Центральной городской клинической больницы, "взволнованных сложившимися вокруг ЦГКБ и ее структурных подразделений в результате проверок обстоятельствами". Процитирую отрывок из послания, под которым стоит 518 (!) подписей:
"...Идет преследование сотрудников больницы со стороны правоохранительных органов, открываются уголовные дела, что негативно влияет на трудоспособность медицинских работников и выполнение ими своих функциональных обязанностей. Медработники стали заложниками социально-экономического кризиса в нашем государстве, ежедневно сталкиваются лицом к лицу с больными и вынуждены выслушивать от них множество претензий, касающихся профессиональной деятельности. Из-за крайне неудовлетворительного финансирования отрасли медики не имеют возможности по-настоящему делать свое дело, а именно -- обеспечивать больному надлежащую бесплатную медицинскую помощь, предусмотренную законом... Коллектив обращается с просьбой разобраться в создавшейся ситуации, так как жизнь заставляет нас еще и еще раз пересмотреть свое отношение к вопросам защиты прав и интересов медработников".
Мне показалось, последнее предложение напрямую связано с тем, считать ли нашу медицину бесплатной.