1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (1659) за 23.01.2004

"ОПЕРА" ФЕМИДЫ ДЛЯ "ТЕАТРА АБСУРДА"

Порой отечественное правосудие выбрасывает такие "фортели", что не перестаешь изумляться. Преступление совершено, доказательства налицо, а нарушивший закон человек -- оправдан. Или с него странным образом снята часть обвинений.

ФИРМА НЕ ВЫДЕРЖАЛА

В середине 2002-го житомирская культура была шокирована: арестовали Леонида Данчука, директора и главного режиссера местного музыкально-драматического театра имени Кочерги -- по обвинению в превышении служебных полномочий и получении взятки в особо крупных размерах. Над Данчуком нависла серьезная угроза лишиться свободы.

Те, кто не был близко знаком с Леонидом Ивановичем или, наоборот, знал его очень хорошо, искренне верили, что произошла фатальная ошибка. Мол, правосудие разберется и отпустит невиновного.

Управление по борьбе с организованной преступностью УМВД в Житомирской области долго и кропотливо изучало оперативные материалы. Результаты проверки заставили крепко призадуматься. Оказалось, начиная с января 1999 года, наш герой, воспользовавшись служебным положением, сдал в ареду бывшему работнику театра часть помещения под видеопрокат, установив арендную плату в размере... 15 гривен. Позже, при подсчете, выяснилось: подобными действиями за продолжительный период государству в лице драмтеатра нанесен ущерб на сумму 3799 грн. 21 коп., что более чем в сто раз превышает необлагаемый налогом минимальный доход граждан.

Однако владелец видеопроката заявил, что в качестве компенсации и награды за "доброту" отдавал директору каждый месяц 120 гривен. По словам предпринимателя в суде, выбора у него не было.

Кроме того, следствие установило, что Данчук длительное время "дружил" с некоей житомирской фирмой, которая время от времени проводила в театре торгово-промышленные выставки. Стоит отметить, что мероприятия эти были с размахом. Позже правоохранители рассказывали: "Директор подписал договор о совместной деятельности и начал обсуждать условия пребывания выставочного оборудования "лишний", четвертый день в театре. Обсуждения закончились тем, что фирма вынуждена была сделать театру "подарок" -- комплект мебели на 1670 гривен. Через какое-то время Данчук, используя доверенность на приобретение мебели, приобрел мягкий уголок "Людмила" стоимостью 2914 грн... Покупка оприходована не была, на баланс театра ее не поставили, а использовали в личных целях".

Согласно материалам следствия, "фирмачи" расплачивались с директором театра обувью, сантехникой (документы имеются) и, само собой, деньгами. Которые, по версии следствия, не оприходовались и распределялись между директором, его замом Николаем Кривенем и главбухом Валентиной Кобылинской.

Всего за период проведения выставок в помещении театра они получили плату деньгами и товарами на общую сумму 8635 грн. 89 коп. -- так утверждает следствие. Позже один из служащих фирмы сказал: "У нас тоже не было другого выхода, ибо это единственное пригодное для выставок помещение в центре города".

НУЖДУ ЗАСТАВИЛА... НУЖДА

Валерий Нужда известен житомирянам как предприимчивый и порядочный шоу-мэн. Долгие годы он работает и с известными артистами и коллективами, и с отечественными "звездочками", устраивая им гастроли в городе. Так уж сложилось, что местный музыкально-драматический театр стал единственным местом, где те могли нормально выступать, с чем соглашается и оперативник Алексей К.:

-- Другие помещения действительно мало подходят. Этим и воспользовался Данчук. Когда Валерий привозил исполнителей, директор театра забирал для собственных нужд 20 билетов с каждого концерта, что также подтверждено материалами следствия.

Концерт Ларисы Долиной 15 января 2001 года. Валерий Нужда отдает Данчуку упомянутое количество билетов и терпит убытки на 2000 гривен. Выступление театра "Городок" 29 августа 2001 года. Минус те же 20 билетов. И минус 1600 грн.

В зале появились так называемые "директорские" места.

СУД ПОСТАНОВИЛ И... ПЕРЕУСТАНОВИЛ

Данчука "взяли" просто и тривиально: доведенная до отчаяния фирма обратилась в УБОП. Леониду Ивановичу приготовили 30 меченых люминесцентным фломастером 50-гривневых купюр (в материалах следствия подробно перечислены номера и серии купюр).

19 февраля 2002 года представитель фирмы отдал их главному бухгалтеру драмтеатра Кобылинской. В присутствии понятых "светящиеся" деньги по десять купюр поочередно извлекли из сейфов Данчука, Кобылинской и Кривеня.

Всех троих задержали и препроводили для дачи пояснений. А после пяти дней пребывания под стражей директора меру пресечения изменили на подписку о невыезде, хотя эпизоды злоупотреблений были налицо. Данчук внезапно заболел.

Суд над ним и сотоварищами состоялся 29 октября прошлого года. Выступали многочисленные свидетели и потерпевшие. Учтя добровольное раскаяние подсудимых, их помощь следствию, приговор был относительно мягким: Данчук -- три с половиной года лишения свободы с отстрочкой на два года, Кривень и Кобылинская -- на шесть месяцев меньше, с такой же, как у директора, отсрочкой.

Видимо, суд принял во внимание немаловажное обстоятельство: 8 октября прокуратура вынесла постановление об... отказе от обвинения Данчука, Кривеня и Кобылинской во взятках. Единственное, что им инкриминировали, -- злоупотребление властью или служебным положением.

Отчего же "отпали" взятки? Оказывается, по словам директора, хозяин видеопроката "мстил" ему за то, что тот якобы уволил его из театра (хотя ушел он по собственному желанию). Валерий Нужда "мелочно и злобно" клевещет на директора, ибо... мечтает занять его место (но у того нет для этого никаких оснований, даже специального образования, о чем Данчук не мог не знать). Аргументы возымели действие. К тому же в Житомир посыпались ходатайства и прошения не лишать директора свободы. Только свои, "родные", промолчали. Хлопотали и из театра имени И. Франко. Выходит, уважили.

КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС

Никого из троих свободы не лишили. Мало того, уже 19 ноября начальник областного Управления культуры Виктор Балюрко издал приказ о восстановлении Данчука в прежней должности директора-худрука театра.

Приход журналиста абсолютно не смутил Виктора Степановича: суд ведь не отстранил Леонида Ивановича от руководства театром (он оставался директором и в период следствия), лишь его обязанности временно исполнял Григорий Артеменко. Да и обладминистрация была не против восстановления. Нужно все-таки считаться с былыми заслугами и званиями. Тем паче, закон он нарушил впервые. Похожие объяснения я получил в суде и прокуратуре.

Коллектив, не ожидавший, мягко говоря, подобного "театра абсурда", замер в предвкушении репрессий. И -- началось. Первым ушел руководитель музыкальной труппы и дирижер, заслуженный деятель искусств Украины Александр Стецюк.

Люди подумали, что теперь директор с ними может сделать все, что захочет, припомнив неподписанное коллективное ходатайство в суд с "прошением о помиловании". 24 ноября Данчук своим приказом восстановил Кобылинскую В. Ю. в должности главного бухгалтера с окладом в соответствии со штатным расписанием и доплатой в размере 50% от должностного оклада "за сложность и напряженность в работе".

"ЕСЛИ ЧТО, НАМ ЗДЕСЬ НЕ РАБОТАТЬ"

В процессе подготовки статьи на меня "вышла" группа сотрудников театра (более десяти человек) и согласилась на разговор, правда, при условии полной анонимности. Вот что говорили люди, предупредившие: мол, если их фамилии пресса "сдаст", то придется уходить:

-- За год и восемь месяцев, когда с нами не было Данчука, Артеменко погасил долги театра, полностью опровергнув мнение о том, что мы -- не прибыльная структура. За 10 месяцев 2003-го коллектив заработал на спектаклях и аренде помещений 291 тыс. гривен. Значительно, на 134 процента, выполнялся план (при Данчуке -- на 102). Начали ремонт крыши, перекрыли и привели в порядок большую сцену. Раньше сделать это было невозможно.

-- В интервью областному радио Данчук заявил, что не намерен приглашать в театр новых режиссеров, ибо профессиональная подготовка коллектива оставляет желать лучшего. А кто готовил эту труппу, кто ею руководил? Да он же сам и руководил. Пока Данчук пребывал под следствием, в театре было поставлено восемь новых спектаклей. Но для него мы -- слабо подготовленные дилетанты.

-- В последние годы из театра вынуждены были уйти такие талантливые актеры, как народная артистка Антонина Паламарчук, заслуженные артисты Украины Любовь Литовка, Николай Шекера, Владимир Берелет, Надежда Артеменко, а также актрисы Варвара Петраш, Жанна Медведева (Кострова), другие. Все они работали на ставке в 200 гривен. Нам лишь изредка перепадают премии по 50--60 грн. Суточные в связи с командировками по области не выдают, статус и чернобыльские удостоверения -- не заслужили. А ведь мы сразу после взрыва на ЧАЭС ездили по зонам отселения, были и в Гомельской области, получая свои "рентгены". Позже Данчук пояснил, что утеряны путевые листы и доказательства, что мы там были. Но себе самую высокую категорию чернобыльца сделать не забыл. Недавно выписал 1500 премиальных, а за что? И еще этот приказ по восстановлению Кобылинской...

-- Скоро 60-летие театра, но директор сказал, что званий не получит никто. Похоже, Данчук хочет разогнать труппу, сдавая помещения в аренду под выставки и различные мероприятия...

Виктор Балюрко с последним утверждением решительно не согласен:

-- О чем вы говорите?! Разогнать труппу?! Никогда этого не будет. У нас уже лежит целый список фамилий актеров, которым в честь юбилея будут присвоены звания. Это -- единственный театральный коллектив в области и разрушить его мы не позволим.

Дай, как говорится, Бог.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

...Итоги на сегодняшний день таковы. Коллектив замер в ожидании новых шагов руководства. Леонид Данчук не покладая рук трудится на своем месте. Валерий Нужда, чья жена несколько месяцев назад погибла в автокатастрофе, и на его иждивении осталось двое детей, говорит, что арендную плату ему подняли более чем на 1000 гривен. Руководитель фирмы, о которой шла речь в начале материала, призналась, что не хочет вспоминать об этой истории, так как в этом городе еще жить.

Нас, естественно, интересовало и мнение по поводу этих перипетий самого Леонида Данчука. Он воспринял мой визит без энтузиазма, предупредив, что на "провокационные вопросы отвечать не намерен". Но на несколько "нейтральных" -- согласился.

-- По областному радио вы сказали, что новые режиссеры сознательно не приглашаются в театр, ибо труппа не имеет соответствующего интеллектуального багажа. Как это расценивать?

-- Неправда! Я имел в виду, что балет не соответствует нужному уровню (В распечатке передачи, имеющейся в распоряжении редакции, речь идет именно о труппе. -- Авт.).

-- А верно ли, что звания к 60-летию театра получат единицы?

-- Мне об этом ничего неизвестно. Указ подписывает Президент.

-- В коллективе говорят о репрессиях после вашего возвращения в театр.

-- Ну что вы! Это же не 37-й год! Мы живем с коллективом в мире и согласии.

...Быть может Министерству культуры есть что сказать в тему? Или там не склонны драматизировать ситуацию?