1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №16 (1660) за 24.01.2004

ОСНОВАТЕЛЬ КИЕВА БЫЛ... ИНДУСОМ?

Одна из ранних киевских летописей гласит: "Как в древности был Ромул, и в его честь назван город Рим. Так же Антиох, и был город Антиохия... То же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия". (1093)

Через 20 лет тему "Кто в Киеве нача первее княжити" и "Откуда есть пошла Русская земля" основательно разработал инок Печерского монастыря Нестор в своем выдающемся произведении "Повесть временных лет". Вот некоторые подробности: "И были три брата: один по имени Кий, другой -- Щек, третий -- Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив -- на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев..."

Летописец не указал время правления "старшего брата", чем и вызвал в ученом мире массу предположений, а порой просто бессмысленных гипотез, отождествляющих имя Кия с простым охотником, перевозчиком, "новгородским разбойником" и даже с "греческим царем" (по Вольтеру). Еще больше дискуссий вызвала национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки версий, согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, евреем, индусом.

Чуть проясняет дату княжения легенда, записанная в армянской "Истории Тарона" (VIII в.), автором которой являлся Зеноб Глак: три брата -- Куар (Кий?), Мелтей и Хореан (Хорив?) -- основывают три города в стране Полуни (Поляни?), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты, обилие трав и деревьев ("был кругом города лес и бор велик и ловили там зверей" -- у Нестора).

Кстати, к истории Армении это предание не имеет никакого отношения. Видимо, оно занесено в страну славянскими дружинниками или купцами, которые соприкоснулись с армянами в эпоху византийского императора Маврикия (582--602), или же после 734 года, когда арабский полководец из династии Омейядов Марван воевал с Хазарией и достиг "Славянской реки". Таким образом, дата основания Киева отодвигается до эпохи, предшествующей VII--VIII столетиям.

Можно "копнуть" еще глубже. Древнегреческий ученый II века Клавдий Птоломей в своей работе о городах, лежащих вдоль течения Днепра (Борисфена), сообщает следующее: "В середине страны расположены города: Азагорий (56--50 градусов 40 минут), Амадока (56--50 градусов 30 минут), Сар (56--50 градусов 15 минут), Серим (57--50 градусов), Метрополь (56--49 градусов 30 минут)..." На основе этих географических данных некоторые исследователи отожествляют города Азагорий, Метрополь и Сар с первыми поселениями на территории Киева. К примеру, Максим Берлинский считал, что Азагорий местные жители называли Загорьем, что соответствует сарматскому слову "Кивы" ("горы"). Через полвека эту версию поддержал Николай Закревский: "Птоломеев Азагориум, -- писал он, -- был ничем иным как Киевом. И это дает возможность думать, что стольный град намного древнее того времени, которым современные историки определяют его основание".

Однако уже в начале XX века Кулаковский высказал мысль о том, что Киев существовал со времен Птоломея и обозначен на его карте как Метрополь: "Вполне возможно, что наш Киев являлся столицей Германариха, и именно к этому месту можно отнести воспоминания о "Днепровском городе" в разных исландских сагах".

Эту гипотезу отклонил киевский историк Михаил Брайчевский, заметив, что "готская столица Данпарстад (Днепровский город) -- не Киев, и нельзя отожествлять древние гнезда протокиевских поселений с упомянутыми Птоломеем городами Азагорием и Метрополем".