1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №16 (1660) за 24.01.2004

МАКАРОНЫ "ПО-ТАЙСКИ"

Такого противостояния еще не было: звезда украинской эстрады -- против отечественного товаропроизводителя. Разборки в богемной среде случались. Не ладили, бывало, меж собой промышленники. Но чтобы искры сыпались в конфликте певицы и пищевиков -- это, кажется, впервые...

Однажды на дружеской вечеринке кто-то невзначай подначил Игоря Лихуту, продюсера и мужа Таисии Повалий: мол, ты что, уже и макароны выпускаешь, имея в виду безобидные изделия с именем "Тая". Возможно, невинный подкол и сдетонировал грандиозный скандал.

Певица обратилась в Антимонопольный комитет с просьбой признать неправомерным использование компанией "Украинские макароны" ее сценического имени. С целью более объективного расследования представители комитета провели социсследование, показавшее, что у части украинских потребителей название макарон "Тая" на самом деле ассоциируется с именем и деятельностью певицы. В первой декаде февраля, сообщили "Сегодня" в пресс-службе АМКУ, начатое расследование планируется завершить, а окончательное решение принять на открытом заседании комитета.

Как выяснилось, Повалий не давала согласия на использование своего имени в качестве товарного знака. АМКУ же, по утверждению его главы Алексея Костусева, впервые столкнулся с необходимостью столь детально исследовать влияние сценического имени на психологию потребителей продовольственного товара. Поэтому не исключается вероятность запрета выпуска макаронной продукции с таким названием.

Мы обратились к обеим сторонам конфликта.

Представляющий интересы потерпевшей Игорь Лихута сообщил, что не хотел бы комментировать ситуацию до того момента, когда Антимонопольный комитет вынесет окончательное решение. Но, с его точки зрения, производители макаронных изделий поступили, мягко говоря, некорректно, присвоив им название "Тая". Упомянул он и видеоролик, демонстрировавшийся по нескольким телеканалам, где повара, что-то стряпая, напевали: "Макароны "Тая" -- мы тоже хорошо поем". Несколько лет назад, во время съемок программы "Шлягер", представители Хмельницкой кондитерской фабрики объявили о намерении выпускать конфеты "Сладкий грех" (кто забыл, так называется одна из песен и клип Повалий).

-- Все это наталкивает на мысль, не одни ли и те же люди настойчиво и методично пытаются использовать Таин сценический образ, -- говорит Игорь Лихута. -- Руководители компании ссылаются на то, что бывшего директора Хмельницкой макаронной фабрики тоже зовут Таисией. Судить не берусь, может, она и достойный человек, но называть ее Таей просто неэтично хотя бы в силу почтенного возраста...

-- Почему вы с супругой решили обратиться в Антимонопольный комитет, а не, допустим, в суд или Украинское агентство по защите авторских и смежных прав? Кстати, имя жены зарегистрировано как товарный знак?

-- Конечно, зарегистрировано, как иначе? А в комитет апеллировали по совету юристов. Я обратился в одну из юрфирм, меня проконсультировали, рекомендовали избрать именно такой путь. АМКУ, надеемся, все расставит по местам.

-- Чья была инициатива призвать в судьи АМКУ -- ваша или супруги?

-- Идея моя. Я обязан защищать Таю, ее интересы как продюсер и мужчина. А еще хотели бы доказать всем, что живем в цивилизованном европейском государстве, где властвует закон. И кем бы ты ни был, только закон определит, на чьей стороны правда. Как говорит наш Генеральный прокурор Геннадий Васильев, есть единственный критерий -- верховенство права.

Руководитель ООО "Украинские макароны" Александр Верх не стал скрывать эмоций по поводу того, почему Антимонопольный комитет не только принял к рассмотрению обращение Таисии Повалий, но и провел по нему соцопрос, результаты которого не удосужился довести до компании:

-- Антимонопольное законодательство мы не нарушали. Одни исполняют песни, другие выпускают продукты питания. Нам вменяют в вину подрыв репутации певицы, но ни на чей имидж и образ мы не посягали и делать этого не собираемся.

-- Оппоненты убеждены в обратном.

-- Послушайте, наши макаронные изделия имеют множество наград, в том числе международных, демонстрировались и признавались лучшими на престижных выставках, давно заслужили признание потребителей. Чужая слава, можете поверить на слово, нам совершенно не нужна.

-- А откуда название "Тая"?

-- Таисия Ивановна Бухтиярова -- многолетний директор Хмельницкой макаронной фабрики, ветеран отрасли, заслуженный работник пищевой промышленности Украины, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Какие еще нужны аргументы, чтобы люди поняли, в честь кого названы изделия, за которые не стыдно перед покупателями? А если следовать логике Игоря Лихуты, то известный российский актер Андрей Мягков должен предъявлять претензии к изготовителям одноименной водки, экстрасенс Алан Чумак -- к владельцам торговой марки "Чумак"... Лучше бы Антимонопольный комитет защищал интересы отечественного производителя. Например, рынок тех же макаронных изделий наводнили импортные изделия -- чем не повод разобраться, кто заказывает эту "музыку"?

-- Возможен ли мирный вариант решения беспрецедентного спора?

-- АМКУ предлагает нам так называемый компромисс: примирение в виде... отказа от торговой марки "Тая". С какой стати? В нее уже вложены большие деньги, это, если хотите, бренд -- почему необходимо лишаться популярного знака в угоду чьим-то амбициям? На Хмельницкой и Черниговской макаронных фабриках, где эти изделия выпускаются, работает около 400 человек. Кто-то подумал о них, об их семьях? Да мы налогов больше платим, чем некоторые певцы -- от своих концертов.

-- И что дальше?

-- К Таисии Повалий и Игорю Лихуте у нас никаких встречных претензий. Они люди творческие. Но позиция Антимонопольного комитета вынуждает нас подать иск на него.

-- Серьезно?

-- Вполне. Готовим исковое заявление в хозяйственный суд Киева. На будущей неделе проведем пресс-конференцию, подключим адвокатов, прессу. Защищаться -- так защищаться. Все должно быть по закону.

-- Ничего больше не хотите добавить?

-- Хочу. Весь этот шум для меня и нашей компании -- отличная бесплатная реклама.