1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (1663) за 28.01.2004

РОСПУСК ВЕРХОВНОЙ РАДЫ НЕ ВЫГОДЕН НИКОМУ

В последнее время в Украине все чаще стали говорить о возможности роспуска действующей ныне Верховной Рады. Поводом же для таких разговоров служит внутрипарламентское противостояние, связанное с "муками рождения" политической реформы. Масла в огонь может подлить и рассмотрение вопроса о политреформе в ПАСЕ -- оппозиция, получив поддержку из Европы, вполне вероятно, и дальше попытается блокировать работу парламента. Не исключено, что в итоге встанет вопрос о необходимости роспуска недееспособной Рады. Кому это может быть выгодно? Попытаемся проанализировать отношение главных центров влияния украинской политики к такой гипотетической возможности.

Президент. Леонид Кучма является инициатором конституционных изменений. Если дойдет до роспуска ВР, то такая реформа в обозримом будущем точно не произойдет. По опыту работы прошлых украинских парламентов известно, что свое место работы народные избранники осваивают как минимум год. Еще год уходит на процедуру изменений в Конституции. За это время в Украине поменяется столько политических игроков и обстоятельств, что реформировать будет некому и нечего. Кстати, Леонид Кучма и впрямую высказался против роспуска ВР.

Премьер-министр. Виктору Януковичу за время его работы главой Кабмина удалось создать достаточно стойкую коалицию между парламентским большинством и правительством. Министрами становятся представители фракций. Большинство настроено на сотрудничество в принятии решений, необходимых для развития экономики. Единственное, что нужно премьеру от парламента, -- стабильность в работе.

Пропрезидентские силы. Эти партии сейчас только выстраивают свои работоспособные структуры, только начинают работу над повышением своей популярности среди населения (с учетом перспективы выборов в 2006 году) и в случае скорых выборов парламента просто не успеют к ним достойно подготовится. Нынешние опросы показывают, что если выборы будут проходить сейчас и по старому избирательному закону, то новая Рада будет мало отличаться по своему составу от нынешней, а может, будет и еще более оппозиционной. Так к чему тогда огород городить и экстренно тратить огромные средства на кампанию?

Оппозиция. Несмотря на то, что основные оппозиционные партии, если бы выборы проходили сейчас, примерно сохранят свое представительство в Раде, по большому счету им они также мало что дают -- контрольного пакета в новом парламенте они все равно не получат. Новый закон про выборы принять не успеют, а по нынешнему половина депутатов избирается в одномандатных округах и можно не сомневаться, что большинство из них будет представлять пропрезидентские партии. Так что оппозиции также от досрочных выборов выгоды особой не будет -- только впустую потраченные деньги.

Таким образом, ясно, что досрочный роспуск парламента не выгоден никому. Да и технологически сегодня это сделать нелегко. Нардепам достаточно открыть заседание, что бы отвести от себя угрозу роспуска. Для солидности можно принять какое-нибуть малозначительное постановление (например, "О партнерстве Украины с Огненной Землей"). Так что, скорее всего, как-то депутаты между собой договорятся (к удовольствию страны и народа). Тем более, что главные события все-таки будут разворачиваться вокруг президентских выборов на них и будут в ближайшее время сконцентрированы усилия основных политических игроков.