1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №22 (1666) за 31.01.2004

КАЗАЦКАЯ МЕДИЦИНА ВЫЖИВАНИЯ:

Вправлять позвонки казацкой люлькой-носогрейкой и лечить раны паутиной учили нашего корреспондента в Школе казацкой медицины.

Над Сечью вставал рассвет. Всю ночь геройски бились запорожцы, изгоняя с родной земли дерзких янычар. Казак одного из куреней -- славный вояка Шевчик, -- упал, внезапно сраженный шальной пулей. "Гей, цилюрник! -- закричали его товарищи. -- Спасай славного вояку от пули басурманской!" Бой продолжался, а лекарь, приложив к открытой ране горсточку сырой земли, нашептывал над казаком молитвы и древние заговоры: кровь останавливал. Неужели спасет?

РАНЫ ЗАЖИВЛЯЕТ... ПАУТИНА

Землей и сегодня знахарки лечат раны и словом заговаривают кровь и боль. Однако спутать казацкую медицину с традиционными украинскими народными методами целительства может лишь дилетант.

-- В Запорожской Сечи была совершенно официальная, прекрасно организованная система оздоровления, -- сразу расставил точки над "i" руководитель Школы казацкой медицины и начальник Киевской Медицинской Управы казачьих войск Украины Григорий Фудим. -- Занимались ею отнюдь не бабки-знахарки. Ведь казацкая медицина -- это, прежде всего, военная медицина, где прекрасно развита была полевая хирургия, были свои госпитали, лекари-цилюрники и характерники -- медицинская элита Войска Запорожского.

Полевые хирурги -- казацкие врачеватели -- знали приемы лечения полученных в бою ран без привычных лекарств. Они владели тайными знаниями и облегчали участь раненых, в прямом смысле, подручными методами. Например, прикладывали к ране... паутину, а то и обычную землю. А в качестве антисептика использовали сушеный любисток.

Выхаживали пострадавших от руки неприятеля казаков в специальных сечевых "медучреждениях", находившихся при монастырях -- Трахтомировском, Пустынно-Николаевском, Спасо-Преображенском, Межигорском. В одном из писем Иван Сирко писал о том, что казаки отдавали десятую часть своих доходов на содержание госпиталей и лечение раненых.

Военные лекари умели не только раны заживлять. Они владели методиками и рецептами излечения практически всех известных на то время заболеваний.

Взять хотя бы лечение травами -- или, по-современному, фитотерапию. Казаки знали множество чудодейственных целебных трав, и даже простые придорожные былинки помогали им поставить на ноги вояк. Конечно, готовили они из трав настои, отвары, спиртовые настойки. Однако был и исключительно казацкий метод лечения, когда пациенту предлагали покурить трубку, набитую лекарственной травой. Материнкой -- для профилактики желудочных заболеваний, мятой и зверобоем -- для успокоения нервов. Да и те, кто сидел рядом, тоже слегка подлечивались. Прямо тебе современная ароматерапия в действии.

Лучшим же средством от простуды считалась на Сечи баня. Вряд ли цилюрники знали, что с ее помощью организм очищался от шлаков. Но догадывались же, что пар лечит! Более того, знали что именно пиво с медом и лечебными травами перед банькой даст наибольший эффект.

Вообще не зря люльку называли сестрой казака -- "медсестрой" она точно была. Простой люлькой -- "брулькой" -- запорожцы лечили и болезни... спины: прикладывали ее к искривленному участку позвоночника и приматывали широким кушаком. Так и отправлялись порой в дальние походы, не снимая повязки, скакали вояки на лошадях и позвонки постепенно занимали положенные им места. Процедура суровая, но действенная.

Прикладывали к местам ушибов еще и подковы, камни -- не все подряд, конечно, а особые -- целебные. А вот насколько обоснованы с научной точки зрения эти методики, еще предстоит разобраться современным медикам.

ЧТО ЦИЛЮРНИКУ НЕ ПОД СИЛУ -- С ТЕМ ХАРАКТЕРНИК СПРАВИТСЯ

Ходили легенды и о том, что запорожец одним усилием воли умел поставить на место выскочивший позвонок! Но это уже делали не цилюрники, а другие целители -- характерники. В иерархии казацкого войска они занимали особое место: на Сечи их обычно было не более пяти-шести человек. Помимо медицинских знаний, эти высокопрофессиональные воины-"спецназовцы" обладали способностью в прямом смысле слова творить чудеса. Например, силой взгляда повернуть вспять вражеский отряд и с помощью древнего заговора наполнить ветром паруса казацкой "чайки" при полном штиле. Достоверно известно, что характерники сочетали лечение с чтением молитв и народных заговоров. Сегодня ученые лишь подошли к разгадке тайн казацкой медицины, и иначе, чем чудом, пока назвать такие действия не могут.

-- Практический опыт и традиции сечевой медицины передавались из поколения в поколение, и лекари имели высокий профессиональный уровень, -- сказал научный сотрудник Института истории НАН Украины, кандидат исторических наук Борис Черкас. -- Некоторые светила российской медицины были выходцами из старинных казацких семей. Так, основателем эпидемиологии считается Данило Самойлович, а потомок славного рода Максимовичей -- Амбросий -- был известнейшим акушером-гинекологом.

К слову, во времена Российской империи Украина вполне официально считалась "поставщиком" медицинских кадров. Задумав осуществить реорганизацию системы здравоохранения, правительство во второй половине XVIII века решило открыть медицинские школы в Москве и Елисаветграде -- вдобавок к единственной на всю страну Петербургской школе. Неудивительно, что основной состав студентов этих учебных заведений был набран в Киево-Могилянской академии, в Харьковском и Переяслав-Хмельницком коллегиумах. На всех необъятных российских просторах не нашлось в ту пору столь блестяще образованной и талантливой молодежи, как в Малороссии.

МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО РОДОМ ИЗ СЕЧИ

О казацкой оздоровительной системе знают пока лишь единицы -- на пике популярности по-прежнему китайская рефлексотерапия, индийская аюр-веда. Однако ни одна из восточных методик целительства не поможет нашему человеку адаптироваться к существованию в экстремальных экологических и психологических условиях.

Старинные же рецепты запорожских казаков могли бы пригодиться сегодня. Они описаны в книге Анатолия Пастернака "Казацкая медицина". Много интересного материала было собрано во время этнографических экспедиций по Никопольщине Григорием Фудимом -- первые главы его будущей книги "Характерництво и медицина запорізьких козаків" печатает журнал "Козацька Україна". Может настало, наконец, время хорошо изучить и применить легендарные рецепты лечения разных "хворей" на практике -- известно, что вояки-запорожцы славились отменным здоровьем.

СТАРИННЫЕ ПРИМОЧКИ

1. Для заживления застарелых ран
Растереть 3 "жмені", в смысле -- горсти, сухой травы бессмертника песчаного "на молодую луну" -- в период новолуния. Разжечь костер, бросив в него полынь-чернобыльник, а затем раскалить на огне лист железа. Растертый бессмертник разложить на нем, и когда трава испепелится, просеять и смешать с "деревянным" (оливковым) маслом.

Прикладывать к ране 2 раза в день.

2. От анемии, при истощении
Четыре горсти перемолотых желудей, сорванных с дуба старше 25 лет, перемешать с 500 граммами "железной" воды. Поместить в поллитровую банку и выварить ее до половины. Добавить 3 столовые ложки липового меда. Принимать 4--6 раз в день перед едой.

Чтобы приготовить "железную" воду, в кипяток бросают железные опилки и настаивают, пока вода не остынет.

3. При стрессе, нервном возбуждении
1 горсть высушенной астры ромашковой (или дикой) залить 200 г горячей "медной" воды (готовят по аналогии с "железной"). Настоять 30 минут. Принимать при необходимости. На Сечи такую воду давали казакам, освобожденным из плена.