Выпуск газеты Сегодня №22 (1666) за 31.01.2004
"УЙТИ ОТ ПРОБЛЕМ В ЧУДЕСНЫЙ МИР КРАСОТЫ"
Пианистка, неоднократно представлявшая Украину на престижных международных форумах, посвятила себя не только творчеству. Чтобы поддерживать неприбыльное отечественное академическое искусство и пропагандировать его за рубежом, она организовала благотворительный фонд "Киев-Классик". При его поддержке пианистка вместе с созданным ею ансамблем "Контрасты" организовала в Национальной филармонии уникальный цикл камерных вечеров. Только один пример: на одном из шести концертов цикла присутствовали представители двадцати пяти посольств!
-- Евгения, благотворительных фондов сейчас множество. Чем ваш отличается от остальных?
-- Наряду с исполнением мировых шедевров, главное внимание я уделяю пропаганде украинской музыки. Она кажется мне айсбергом, большая часть которого находится под водой. Множество нот лежат в архивах и библиотеках и ждут своих исполнителей. В программы своих камерных вечеров я включаю незаслуженно забытые жемчужины музыкальной классики, отмечаю юбилеи известных композиторов (125-летие Федора Якименко, 100-летие Николая Колессы, 90-летие Германа Жуковского)... И, конечно же, стараюсь, чтобы в каждом концерте состоялась премьера нового сочинения.
-- Как воспринимает нашу классику зарубежный слушатель?
-- С большим интересом. О произведениях Виктора Косенка, Льва Ревуцкого и современных украинских композиторов, которые я исполняю в своих зарубежных турне, слушатели говорят, что это необыкновенно теплая, "омытая слезами" музыка. В 1993--94 годах я преподавала в консерватории в Сиднее и гастролировала по Австралии. После одного из концертов ко мне подошла слушательница. Она сказала: "Я слежу за вашими афишами и стараюсь не пропустить ни одного концерта. После первого же вашего выступления я почувствовала, что музыка, которую вы исполняете (мировая классика и украинская музыка) дарит мне жизненные силы. Я меньше страдаю от физических недугов" Об этом случае потом писали в газетах.
Фонд "Киев-Классик" организовывает различные культурные акции, способствует международному культурному обмену. В сентябре 2002 года в Риге при поддержке рижской организации "АПРИОРИ" мы проводили своеобразные дни украинской культуры. Тогда мне посчастливилось познакомиться с лауреатом международных конкурсов, солисткой Домского собора, профессором Московской консерватории, известной органисткой Евгенией Лисициной. Я пригласила ее принять участие в моих концертах в Украине. Когда мы ездили по стране, к ней подходили меломаны со старыми пластинками с ее записями и просили автограф.
Одна из главных задач фонда -- поддержка талантливой молодежи и, обязательно, талантливых педагогов. Они с утра до вечера занимаются с детьми, не считаясь со временем, и получая за свой труд жалкие гроши. В сентябре 2003 года фонд учредил стипендии выдающимся педагогам. Первым стипендиатом стала Тамара Мухина. Интересно, что получив первую стипендию, Тамара Георгиевна сказала: "Как хорошо! Теперь я смогу купить своим ученикам струны". (Комплект из четырех струн стоит 250 гривен. -- Авт.).
-- Вы сказали, что у педагогов нет личной жизни. А как складывается личная жизнь красивой молодой пианистки, которой кроме творчества приходится заниматься организационными проблемами? Трудно, наверное, сочетать творчество и быт? Наши мужчины хотят, чтоб женщина прежде всего была хозяйкой...
-- К сожалению, наша ментальность отличается от западной. Там, если женщина не работает, она занимается домашним хозяйством... Но как! Все, что нужно -- товары и услуги -- она заказывает по телефону или Интернету и только руководит этим процессом. Хозяйка, у которой я жила в Сиднее, была поражена, что я, артистка, несколько часов кряду варю борщ. Зачем? Ведь недорогую еду можно заказать в любом ресторане. На Западе, если оба супруга работают, они делят хозяйственные заботы наравне. Наши мужчины пока еще не понимают, что домашняя работа -- это тяжелый труд, который, если взвалить его исключительно на женские плечи, может разрушить романтические отношения.
-- Не жалеете, что посвятили себя академическому искусству, которое, увы, сейчас не особенно в большой чести у нас?
-- Не жалею. Больше того, горжусь, что занимаюсь этим искусством, которое будоражит сердце. У музыкантов сейчас, у большинства, судьбы нелегкие. Люди, которые в свое время поступая в консерваторию выдержали конкурс в десять человек на место, а потом всю жизнь отдали своей работе, чтобы не влачить жалкое существование, иногда торгуют в ларьках. Но я считаю, что не нужно роптать. Высокое искусство, в любом случае, вне конкуренции. Я благодарю Бога за все испытания, которые он посылает, потому что они помогают мне приобрести мудрость. И, конечно, творчество дает возможность уйти от всех проблем в чудесный мир красоты.