1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №22 (1666) за 31.01.2004

"УЙТИ ОТ ПРОБЛЕМ В ЧУДЕСНЫЙ МИР КРАСОТЫ"

Если возле Колонного зала филармонии выстроились иномарки, а в зале собрался чуть ли не весь дипломатический корпус столицы -- значит, народная артистка Украины Евгения Басалаева проводит очередной концерт из цикла "Элитные вечера камерной музыки".

Пианистка, неоднократно представлявшая Украину на престижных международных форумах, посвятила себя не только творчеству. Чтобы поддерживать неприбыльное отечественное академическое искусство и пропагандировать его за рубежом, она организовала благотворительный фонд "Киев-Классик". При его поддержке пианистка вместе с созданным ею ансамблем "Контрасты" организовала в Национальной филармонии уникальный цикл камерных вечеров. Только один пример: на одном из шести концертов цикла присутствовали представители двадцати пяти посольств!

-- Евгения, благотворительных фондов сейчас множество. Чем ваш отличается от остальных?

-- Наряду с исполнением мировых шедевров, главное внимание я уделяю пропаганде украинской музыки. Она кажется мне айсбергом, большая часть которого находится под водой. Множество нот лежат в архивах и библиотеках и ждут своих исполнителей. В программы своих камерных вечеров я включаю незаслуженно забытые жемчужины музыкальной классики, отмечаю юбилеи известных композиторов (125-летие Федора Якименко, 100-летие Николая Колессы, 90-летие Германа Жуковского)... И, конечно же, стараюсь, чтобы в каждом концерте состоялась премьера нового сочинения.

-- Как воспринимает нашу классику зарубежный слушатель?

-- С большим интересом. О произведениях Виктора Косенка, Льва Ревуцкого и современных украинских композиторов, которые я исполняю в своих зарубежных турне, слушатели говорят, что это необыкновенно теплая, "омытая слезами" музыка. В 1993--94 годах я преподавала в консерватории в Сиднее и гастролировала по Австралии. После одного из концертов ко мне подошла слушательница. Она сказала: "Я слежу за вашими афишами и стараюсь не пропустить ни одного концерта. После первого же вашего выступления я почувствовала, что музыка, которую вы исполняете (мировая классика и украинская музыка) дарит мне жизненные силы. Я меньше страдаю от физических недугов" Об этом случае потом писали в газетах.

Фонд "Киев-Классик" организовывает различные культурные акции, способствует международному культурному обмену. В сентябре 2002 года в Риге при поддержке рижской организации "АПРИОРИ" мы проводили своеобразные дни украинской культуры. Тогда мне посчастливилось познакомиться с лауреатом международных конкурсов, солисткой Домского собора, профессором Московской консерватории, известной органисткой Евгенией Лисициной. Я пригласила ее принять участие в моих концертах в Украине. Когда мы ездили по стране, к ней подходили меломаны со старыми пластинками с ее записями и просили автограф.

Одна из главных задач фонда -- поддержка талантливой молодежи и, обязательно, талантливых педагогов. Они с утра до вечера занимаются с детьми, не считаясь со временем, и получая за свой труд жалкие гроши. В сентябре 2003 года фонд учредил стипендии выдающимся педагогам. Первым стипендиатом стала Тамара Мухина. Интересно, что получив первую стипендию, Тамара Георгиевна сказала: "Как хорошо! Теперь я смогу купить своим ученикам струны". (Комплект из четырех струн стоит 250 гривен. -- Авт.).

-- Вы сказали, что у педагогов нет личной жизни. А как складывается личная жизнь красивой молодой пианистки, которой кроме творчества приходится заниматься организационными проблемами? Трудно, наверное, сочетать творчество и быт? Наши мужчины хотят, чтоб женщина прежде всего была хозяйкой...

-- К сожалению, наша ментальность отличается от западной. Там, если женщина не работает, она занимается домашним хозяйством... Но как! Все, что нужно -- товары и услуги -- она заказывает по телефону или Интернету и только руководит этим процессом. Хозяйка, у которой я жила в Сиднее, была поражена, что я, артистка, несколько часов кряду варю борщ. Зачем? Ведь недорогую еду можно заказать в любом ресторане. На Западе, если оба супруга работают, они делят хозяйственные заботы наравне. Наши мужчины пока еще не понимают, что домашняя работа -- это тяжелый труд, который, если взвалить его исключительно на женские плечи, может разрушить романтические отношения.

-- Не жалеете, что посвятили себя академическому искусству, которое, увы, сейчас не особенно в большой чести у нас?

-- Не жалею. Больше того, горжусь, что занимаюсь этим искусством, которое будоражит сердце. У музыкантов сейчас, у большинства, судьбы нелегкие. Люди, которые в свое время поступая в консерваторию выдержали конкурс в десять человек на место, а потом всю жизнь отдали своей работе, чтобы не влачить жалкое существование, иногда торгуют в ларьках. Но я считаю, что не нужно роптать. Высокое искусство, в любом случае, вне конкуренции. Я благодарю Бога за все испытания, которые он посылает, потому что они помогают мне приобрести мудрость. И, конечно, творчество дает возможность уйти от всех проблем в чудесный мир красоты.