1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №28 (1672) за 07.02.2004

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОРОКА

"Нет пророка в своем отечестве" -- истина, которой около двух тысяч лет, актуальна и поныне. А вспомнилась она по поводу выставки "Александр Архипенко и его наследники" в Национальном художественном музее. Впрочем, круглый стол в день ее закрытия поколебал грустный постулат. Искусствоведы из России, Германии и Украины по-новому осмысливают роль творчества Архипенко в развитии искусства XX века, его глубинные связи с традициями культуры родной земли.

Александр Архипенко родился в Киеве в 1887 году. В 1902 поступил в художественное училище. А через шесть лет уехал в Париж и поселился в колонии художников La Ruche ("Улей"), где познакомился с Амедео Модильяни и Анри Годье-Бжеско. В 1910-е годы Архипенко разработал принципы трехмерного кубизма и в итоге пришел к беспредметному искусству, экспериментируя с разными материалами, включая прозрачные -- стекло и целлулоид. Он использовал в скульптуре сквозные отверстия, впервые обыгрывая внутреннее пространство и "пустоты" как изобразительные средства. Архипенко перевернул мировые представления о скульптуре. Особую пластику "застывшего движения" и выразительность конструкции его работ высоко оценили Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо, Фернан Леже. Он стал известен в Европе, а затем и в Америке, куда переехал в 1923 году. Критики писали о нем фельетоны, но его работы охотно брали в музеи. Архипенко никогда не называл себя украинским художником, но в одном письме написал: "Я буду счастлив, если в Украине будет такое же отношение, как в Германии..." Нынешняя экспозиция скульптур из Саарского музея при поддержке Гете-института в Киеве была приурочена к 40-летию смерти мастера. Выставку прекрасно дополнили работы Александра Сухолита и Анатолия Твердого.