1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №28 (1672) за 07.02.2004

ОСНОВАТЕЛИ КИЕВА -- КРАСИВЫЙ МИФ?

"Отец истории" Геродот в одном из своих произведений описывает момент перехода через Дунай персидского царя Дария (484--425 гг. до н. э.) с войском и связанные с этим советы на счет сохранения моста, которые дает греческий стратег по имени Кой.

Кстати, в новгородских летописях Кий -- перевозчик, а у Нестора -- влиятельный князь: "И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий..." Городок этот назвали Киевец. А вот чуть выше по течению Дуная и сегодня расположено болгарское село Киово. Именно в его окрестностях в начале II века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Кой, Киов, Кий... Это имя обросло мифами и легендами. Исследователь Щербаков в книге "Золотой чертог Посейдона" (1986) отождествляет имена основателей стольного града с названиями стран, которые существовали во времена хеттского владычества (2 тыс. лет до н. э.) на территории Малой Азии. По его мнению, на западе Анатолии размещалось государство Секу. Поскольку письменное "с" звучало как шипящий звук, то упомянутое объединение мелких княжеств читалось как Шеку. Словом, Щек был родом из этой земли.

Рядом находилось княжество Аххиява (Аккиява). Согласно хеттским источникам, в ХIII веке до н. э. "человек Акия" (сокращенно -- Кий) постоянно нападал на земли, подвластные хеттам. А вот соседнее государство, владевшее Босфором, называлось Коркиса. Если учесть, что корень "кор" во многих языках читается как "хор", то, следовательно, имя правителя страны -- Хорив.

Все это, конечно, предположения. И вообще: предание о братьях-основателях Киева на протяжении многих веков принималось научным миром как красивый миф. При этом исследователи проводили параллель с популярной в славянских странах легендой о Чехе, Ляхе и Русе, а иногда -- с народными сказками. Ведь везде присутствовали три брата, которые либо строили город, либо делили между собой три царства. Так, дворянский историк ХVIII столетия Шахматов писал: "Кий, или Кеа, на древнем персидском языке знаменует державец, владетель, господарь, так же иногда за храброго воина или витязя принимается... Имя же брата его Хурех (Хорив) знаменует участие или участника во владениях и в то же время -- спорника или соперника... Щек также может лучше арабского, нежели от такого другого производиться: ибо на сем языке Шейх, или по просторечию Ших, знаменует старейшину, начальника преученого".

Однако наш современник профессор Шелухин считает, что братья-основатели здесь не при чем, а летописные горы получили свои названия благодаря приднепровскому ландшафту и сугубо греческому произношению. К примеру, Киев в переводе означает -- темно-синий, грозный, страшный. С этим можно согласиться -- в соседстве с Днепром-Славутичем и темно-синим лесом такие ассоциации действительно возникают. Скавика-Щековица, продолжает Шелухин, это греческое "скафос" (яр, провалье), Хорив -- "хорион" (укрепление, крепость), Лыбедь -- "либадион" (луг, низовье).

И все же князь Кий, по всей вероятности, является личностью исторической, и в этом заслуга Нестора-летописца: "Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем, Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю... и великие почести воздал ему, говорят, тот царь".

Аналогичный отрывок из "Истории Греческой империи" Никифора Григораса (1341) приводит историк Липранди: "Раньше князья приходили со всех сторон... Во времена Константина Великого (324--337) русский князь здесь обрел достоинство и место при дворе". Тут следует вспомнить и свидетельство византийского историка VI века Прокопия Кесарийского об антском вожде Хильбудии, который в 530 году состоял на службе у императора Юстиниана и был назначен начальником Фракии. Академик Рыбаков считает, что между Кием и Хильбудием есть много общего. О реальности существования Кия говорили Ломоносов, Карамзин, Костомаров, Максимович, Франко, Брайчевский, Толочко.