1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №29 (1673) за 09.02.2004

КАЗАК МАМАЙ -- ПРЕДОК ИВАНА ГРОЗНОГО?

Неоднократно турецкий султан сетовал: "Боится меня Персия, дрожат венецианцы, просят пощады испанцы, немцы обязаны исполнять все, что я им приказал, весь мир склоняется предо мной, и только какие-то запорожцы причиняют мне столько беды". Слава о казаках гремела по всей Европе -- с военной мощью Турции на всей планете могла соперничать только казацкая отвага.

ПАРУБКИ -- НАСЛЕДНИКИ АРИЕВ

Сечь -- грандиозное явление в истории обороны родного края от посягательств врагов, прототип совершенно новой формы государственности, концентрированный "коктейль" благородства и свободы. Поскольку "адрес" украинского казачества -- граница двух цивилизаций (европейской -- земледельческой, христианской и азийской -- кочевой, мусульманской), то "парубки" -- некий невиданный доселе гибрид этих культур. Согласно бытующим легендам, кто только не "сидит" на их "генеалогическом древе": и киммерийско-скифские предки, и хазарские, и сугубо славянские, и высшая, как считал Гитлер, раса -- арии. Какая же версия наиболее близка к истине?

КАЗАЦКИЕ "ПАПЫ" Как гласит предание, нашим древнейшим предкам "исполнилось" 6 тысяч лет. Именно в IV тысячелетии до Рождества Христова в одном из ранних государств, приднепровской земледельческой Аратте наблюдался буйный расцвет, известный под названием Трипольской археологической культуры. Тогда-то и возникла вдоль ее степных границ арийская общность скотоводческих племен. Из переселенцев, покинувших в III тысячелетии до н. э. Аратту, "родилось" и племя русичей.

Шли века, "семья" наших предков росла и расселялась по соседним территориям -- малоазийской Троаде, италийских Этрурии и Норике. Оттуда они дотопали по "Янтарному пути" до Пруссии и Прибалтики, а затем открыли "путь из варяг в греки" и в начале I тысячелетия н. э. "вернулись домой", замкнув кольцо своих странствий. Этот загадочный "дикий" и "грубый" народ имел собственную письменность задолго до появления на Руси христианских просветителей Кирилла и Мефодия. Мотаясь по свету, путешественники не забывали о своей приднепровской прародине: иначе не возникло бы, например, "родство" между полисами Илионом (Троей) у Рсы и нашим Гелионом у Ворсклы с их легендами о странствующем змееборце Геракле. Подобная притча бытовала у казаков и связывалась с пещерой острова Перун.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ" Oстров Перун сейчас затоплен. Он получил свое название во времена крещения Руси князем Владимиром. В Киеве рубили идолов языческих богов и бросали их в Днепр. Статуя Перуна (бог грома у славян) была вынесена водами именно на этот остров (www.podvodnik.com.ua).

Многие городки ныне зарубежной местности -- практически "братья-близнецы" по названию с казачьими куренями. Слепые песнопевцы-сказители -- лирники, бандуристы, кобзари -- весьма схожи с Гомером и прочими троянскими "исполнителями".

Арийский кшатрий-воин как две капли похож на кошевого-атамана. Кстати, арии первыми приручили коня и создали вооруженную (причем не чем-нибудь, а булавами) конницу -- что впоследствии особо почиталось казачеством. От ариев и казачья тактика внезапного нападения и мгновенного ускальзывания из-под ответного удара. Особенно преуспели в ней парубки в водных сражениях, управляясь со своими чудо-чайками.

Присущий только ариям обычай покрывать лица покойников красной материей бытовал и у казаков. Причем даже тогда, когда хоронили они своих почивших родственников уже на православных кладбищах, а не в курганах. Традиционный могильный земляной, поросший всходами холмик, обложенный красными яйцами по числу умерших в семье, -- также был исконно арийским.

СВЯТОЙ ИЛИ КАМЕННАЯ БАБА?

"Эталоном", идолом, кумиром казачества был казак Мамай. Но почему герой, выражающий саму душу народную, носит столь странное и какое-то "чужеродное" имя -- Мамай? На Украине, Дону и в Причерноморье мамаями называли каменных идолов, "баб" на курганах, а также сами мумии в захоронениях. Существует легенда о том, что мамаи -- это люди, окаменевшие то ли от долгого стояния на рукотворных холмах во время Потопа, то ли наказанные за какие-то свои грехи.

Еще до того как Русь приняла христианство, в Константинополе византийские императоры распорядились приезжавших русских купцов и служивых селить почему-то у церкви Святого Маманта или Мамонта. Он и стал одним из первых святых, через которого русичи постигали благодать новой веры. Возможно, со временем имя святого трансформировалось в имя народного героя. На "руку" этой гипотезе "работает" тот факт, что изображение казака Мамая на древних чеканках было идентичным лику святого Мамонта на Кипрской иконе.

Есть поверья, связывающие жизнь и других казаков с житием святых. Наиболее известны среди них подвиги Кузьмы и Демьяна (Домиана) -- канонизированных православной церковью, "биография" которых явно более древняя -- дохристианская -- восходящая к "кузнице" и "домнице". Пара казаков-кузнецов прославилась тем, что где-то на Полтавщине (не в окрестностях ли легендарного Гелона?) исхитрилась запрячь в плуг обнаглевшего, буянившего змия и гнала его "аж до Синего моря; там он напился соленой воды -- да и лопнул". А пропаханная им борозда с высоким отвалом называется с тех пор "Змиевыми валами", которые пересекают в разных направлениях Украину, Молдову, Крым и Тамань.

Можно вспомнить и еще аналогии -- одна из особо почитаемых церквей в древнем Киеве была посвящена Илье -- самому "воинствующему" из христианских пророков. И именно богатырь по имени Илья Муромец оказался главным героем народного эпоса. Микула (Николай) Селянинович тоже носит имя святого, которому был посвящен древнейший из известных нам храмов, воздвигнутых еще при Аскольде.

РАЗ ПИЛ, ЗНАЧИТ, НАШ

Кроме догадок, что мамаевский образ списан с православных икон, а может, даже с буддийских или митраистских танок, ходят подозрения и о татарском происхождении нашего "главного" казака.

Попробуем разобраться. В парсунах и лубках с его изображениями придерживались строгих правил, появившихся в глубокой древности. В народном творчестве казак Мамай изображен чаще музыкантом, чем воином, но доброжелательный, с положительной аурой, он всегда готов стать бойцом -- непременно находятся рядом и ждут своего часа сабля, пистоль, пороховница. Народно-поэтический образ казака Мамая, казака-бандуриста, народного сказителя, певца перерос в украинской культуре в идеал представления о герое-защитнике отцовских земель от врагов. Изображенная поза, выражение лица, чуб-"оселедец" возникли именно в арийской среде (чьи традиции и доныне сохраняются брахманами Индии), а не в тюрско-татарской. Кроме того, пляшка с горилкой, обязательный для нас атрибут застолий, татарам никак не присуща. Огненная водица, скорее, "правнучка" священного напитка ариев сомы.

Вооружение Мамая тоже совсем не смахивает на татарское: на картинах XVII и последующих веков наряду с пикой казака "экипировали" стрелами и луком, что можно рассматривать как арийскую традицию брахманов, видевших в стреле магический инструмент для "прокалывания" пространства и времени. Этот же символ используется в оформлении многих каменных крестов над могилами запорожцев, кладбища которых сохранились у сел Капуловка, Усатово, Нерубайское; причем большинство крестов -- явно дохристианских типов.

Не обойтись казаку без коня. Скакуна с Мамаем изображали, как правило, у дуба, причем нередко рядом с курганом -- и тут тоже прямая "наводка" на арийских предков! Это указание на ашватху -- "конское дерево" ариев, непременно присутствующее в сложных жертвоприношениях. Выбран дуб не случайно, он символизировал мироздание.

ИВАН ГРОЗНЫЙ -- ПОТОМОК МАМАЯ

Не все предания презентуют казака Мамая как эфемерный образ. Были у него и самые что ни есть реальные, исторические воплощения. Например, совершенно точно установлено, что некий казак Мамай спас жизнь владыке Великого княжества Литовского Витовту. Как свидетельствуют документы, во время неудачного сражения с войсками непобедимого Тимура армия Витовта была разгромлена. И смекалистый казак трое суток блуждал с князем по непролазным чащобам, пока до того не дошло "расплатиться" с незадачливым поводырем княжеским титулом и даровать урочище Глину во владение. После такой милости тут же отыскалась дорога из дремучего леса. И вот этот казак Мамай, новоявленный князь Глинский стал предком по материнской линии русского царя Ивана Грозного (мать Ивана Васильевича -- княгиня Елена Глинская).

А МОЖЕТ, ОБОРОТЕНЬ?

Наследником мифического Казака-Первопредка вполне можно считать и непобедимого кошевого атамана Сирко, об удали которого слагались легенды. Сирко -- это от сирый, иносказательного прозвища волка. До сих пор живо предание о соответствующих превращениях кошевого перед вражеским войском. А еще сказывали, будто однажды подстрелил он из своего пистоля купающегося в Днепре черта.

В народе почитали этого атамана как Сирентия Иоановича Праворучника. Говорят, не брали его ни пули, ни сабли; дважды он воскресал из мертвых благодаря чудодейственному соку, то бишь "живой воде". Умирая в третий и последний раз, завещал отрубить себе правую руку, семь лет носить ее перед войском, а затем вернуть обратно в курган: "Не бойтесь, что я некрещеный: я есть истинный православный христианин!". На войне запорожцы в случае надобности выставляли вперед эту магическую конечность, говоря: "Стой, душа и рука Сирка с нами!" И враг "сверкал пятками".

МАГ И КАРТЕЖНИК

Загадочный образ, запечатленный на старых, потускневших от времени картинах, давно переставший украшать хаты и дома по хуторам и станицам, возвратился из своего, как думалось, окончательного небытия. Задумчиво восседает сегодня казак Мамай на главной площади украинской столицы. С грустным взглядом, длинными усами и чубом-"оселедцем", закрученным за ухо, сидит казак Мамай на майдане, "медитирует". В руках бандура, во рту люлька, рядом наготове штоф с горилкой и стакан. Тут же шапка, шашка, пистоли и пороховница, а в кармане -- колода картишек (на картинах, изображающих казаков, они обычно лежат "наготове"). За спиной -- конь, привязанный к воткнутому в землю копью. Словом, все исторические атрибуты казацкой вольницы, воинской чести и славы.

Удивительный типаж: и защитник отечества, надежная опора державности, в любую минуту готовый рвануть защищать Родину, и философ-мудрец с глубоким мудрым взглядом, и певец-мыслитель, кобзарь-бандурист. Он скрывает еще немало тайн. Например, мало что известно о его магической силе. Разве что бытует народная мудрость: "Сидить козак Мамай, у кобзу грає, що замислить, усе має".

Монумент казаку Мамаю -- это украинская "статуя" свободы. Практически весь арсенал вещиц, характерный для нашего великого предка имеет одну главную цель -- избавить родную землю от врагов. Песня, звуки инструмента, трубка, конь -- все для единого: развеять злые силы, выкурить их, затоптать. Нет только дуба на майдане -- символа силы народной, который нес еще и оккультный смысл, был участником мистического таинства. Мамай, правдолюбец, защитник униженных, вешал врагов своих на этом дубе. Дерево играло роль и жертвенного алтаря, и "пугала" для наглецов. Тот мамаев дуб, по легенде, до сих пор растет на юге Украины. Беда только, никто не знает где.