1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (1674) за 10.02.2004

ОБЕЩАННЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ В ЭТОМ ГОДУ НЕ БУДЕТ

Итак, с 1 января стартовала давно обещанная налоговая реформа. Но многие ее положения, в частности, прописанные в Законе "О налоге с доходов физлиц", не действуют. По словам зампредседателя ГНАУ Сергея Лекаря, бюджет принимался впопыхах, и некоторые статьи оказались неподкрепленными законодательно.

Уже сейчас к закону о бюджете "дотачали" 32 нормативных акта, а потребуется намного больше. Поэтому, "порадовал" Сергей Лекарь, налоговики будут давать необходимые разъяснения по мере выработки соответствующих документов. А пока он прокомментировал те налоговые нормы, с которыми все более-менее ясно. Среди действующих фигурирует квинтэссенция реформы -- единая и самая низкая в Европе 13%-я ставка подоходного налога, которая уже применяется вместо прежней прогрессивной шкалы, от 10% до 40%. То есть, отныне чем выше зарплата, тем больше человек будет получать на руки "чистыми". Так что самое время подпольным "корейко" потихоньку выбираться из "тени". К чему, собственно, и стремится правительство, ведь по разным оценкам, в "тени" находится до 40% украинской экономики.

И процесс уже пошел. По словам Лекаря, предприниматели явно придерживали выдачу зарплат, отпускных, премий за ноябрь и декабрь, чтобы перенести их на январь и сэкономить для сотрудников деньги благодаря более низкому подоходному. "Было бы лучше, если бы программа реформирования была комплексной, с одновременным снижением начислений на фонд зарплаты. А так мы сделали только полшага, ограничившись полуреформами", -- считает он.

Однако добросовестных налогоплательщиков должен удручать тот факт, что из "комплекса" выпали и очень привлекательные положения о так называемом налоговом кредите. Имеются в виду заложенные в законе нормы о возврате государством гражданам части налогов с тех денег, которые человек потратил на "бесплатные" лечение и учебу, а также на строительство жилья или благотворительные цели. В декабре это нововведение торжественно презентовал журналистам налоговый чиновник того же ранга (уже бывший) -- оно должно было вступить в силу с января 2004-го. Однако, как сообщил Лекарь, введение таких льгот отложено минимум на год. А может, и дольше -- пока Верховная Рада не найдет время для принятия "второстепенных" законов: об ипотеке, медстраховании и образовании. А без них применять налоговый кредит якобы нельзя.

Впрочем, более вероятной видится дальнейшая профанация этой нормы, поскольку на ее реализацию потребуются миллионы гривен из бюджета, которые там в ближайшие годы вряд ли появятся.

Кстати, Россия, у которой мы позаимствовали многие принципы налоговой реформы, еще в 2001 году одновременно ввела и единый 13%-й подоходный, и налоговый кредит. Результат налицо: по итогам последней кампании по декларированию доходов, 44% россиян явились к мытарям именно за получением компенсаций по налоговому кредиту. А это значит, что все они "засветили" свои доходы перед державой. Мы же опять "пасемо задніх".

Спасибо хоть, что на этом фоне Кабмин согласился повременить и с введением ряда непопулярных поборов, которые по его замыслу должны были компенсировать возможные потери бюджета от снижения подоходного налога. В частности, Нацбанку удалось отстоять интересы вкладчиков, добившись годовой отсрочки налогообложения банковских депозитов. На тот же срок отложили и взимание подоходного с продажи жилья на вторичном рынке. А вот любителям азартных игр придется делиться с державой уже с этого года: с них причитается по двойной ставке -- 26% от сумм полученных выигрышей и призов (за исключением выигрышей в государственной лотерее). Правда, "за уклонение" от такого дележа никаких карательных мер не предусмотрено.

К нам часто обращаются граждане, имеющие низкие зарплаты и в этой связи опасающиеся, что введение 13%-го налога грозит им не увеличением доходов, а наоборот -- потерей части "кровных". Для этих категорий предусмотрена система социальных налоговых льгот. Но вводиться они будут постепенно. К примеру, с этого года, если ваш совокупный месячный доход -- не более 510 грн. (прожиточный минимум, умноженный на коэффициент 1,4), налоги будут брать только с суммы, превышающей 61,5 грн., что составляет 30% минимальной зарплаты (205 грн.). С 2005-го под налоги попадет лишь сумма, превышающая 102,5 грн., с 2006-го -- 80% "минимума", и только с 2007 г. льгота будет применяться полностью. То есть, равная минимальной зарплате часть заработка облагаться подоходным не будет. А для более "привилегированных" категорий льготников (как-то: многодетные матери, инвалиды 1 и 2 гр., ветераны ВОВ, герои Украины и др.) размеры налоговых льгот увеличиваются в 1,5--2 раза. Причем, если человек имеет несколько мест работы, он сам волен выбирать, где ему выгоднее требовать эту льготу.

Важное уточнение: для пенсионеров, продолжающих трудиться, пенсия в "совокупный доход" не входит. Также в него не включаются:

-- стоимость угля и угольных брикетов, предоставляемых бесплатно отдельным категориям профессий и пенсионеров;

-- помощь на лечение, предоставленная работодателем за собственный счет;

-- различные стипендии, размер которых не превышает тех же 510 грн.

Визит в налоговую может быть полезен как самым богатым, так и самым бедным -- дабы с них не взяли лишнего. Как утверждает Сергей Лекарь, в этом году значительно сокращены сроки обработки налоговых деклараций и возврата переплаченных гражданами денег. А за проволочки предусмотрены штрафы в пользу декларанта -- от 10% до 100% положенной к возврату суммы. Так что, требуйте -- и вам воздастся.