1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (1674) за 10.02.2004

"У КАЖДОГО СВОЙ "ВИШНЕВЫЙ САД" -- ТО, ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ"

Наконец-то Киев увидел нашумевший "Вишневый сад" Чехова -- проект Международного Фонда Станиславского и литовского театра "Мено Фортас". Это действительно неординарный спектакль. Но особенно интересен взгляд на эту работу "изнутри" -- с участниками постановки, известнейшими российскими актерами, мы общались перед этим многочасовым театральным марафоном (спектакль длится пять с половиной часов!)

Имена все громкие и достойные: народные артисты -- Людмила Максакова (Раневская), Алексей Петренко (Фирс), лауреат всех возможных премий и наград Евгений Миронов (Лопахин), Владимир Ильин (Гаев), а также набирающая популярность Инга Оболдина (Варя). Правда, не было самого постановщика (которого в мире называют театральным гением) Эймунтаса Някрошюса. Но никого это не удивило, всем известно -- он один из самых "закрытых" режиссеров, избегающих прессу. И не потому, что не любит ее, а потому что по жизни такой -- загадка и для актеров, и зрителей, да и, пожалуй, для самого себя. На этот раз о нем взахлеб говорили и актеры, которые повидали и режиссеров, и премьер, и славы.

Оказалось, режиссер поставил условие -- большая часть работы пройдет в Литве, в его театре. И на два месяца актеры, бросив работу и неотложные дела, приехали к Някрошюсу. "Очень правильно, что он нас вызвал к себе, -- уверена Инга Оболдина, -- мы там стали единой семьей: вместе ели, репетировали, отдыхали. Наверное, только так можно было сделать подобную постановку за такой короткий срок". А у Евгения Миронова свои впечатления: "Вообще на репетиции в первый раз выйти на площадку и сделать, что он предлагал, было очень страшно. И оказалось, что с ним очень важно не бояться ошибиться. Все мои представления о Лопахине, все что я о нем читал и видел у других, -- совершенно не имели никакого отношения к его интерпретации. Эймунтас очень немногословный, иногда долго ищет какие-то слова, но какие! Образ Фирса он определил так: "Лось". Это сразу "дает" характер человека. А на первой нашей встрече так получилось, что мы почему-то заговорили о волках. И когда уже перед премьерой я спросил у него о Лопахине: "Так кто же он?", Някрошюс сказал: "Конечно, волк". Алексей Петренко объясняет такие определения тем, что сам режиссер -- литовский крестьянин и заядлый охотник. И тут последовал рассказ о том, что Алексей Васильевич (выросший на черниговском хуторе) сошелся с Эймунтасом на сельскохозяйственной теме, так как сразу же обнаружилось, что оба в деревне пасли коз и коров. Их часа три не могли "разнять" в споре, где какие лошади и коровы. Режиссер просил актеров, например, какую-то сцену растянуть из пяти минут на двадцать, на репетиции они старались изо всех сил, а на премьере сцена прошла за пять минут. Вот такие чудеса. Из "очевидного и невероятного" было и то, что многие сцены репетировались, как съемки в кино -- по нескольку разных дублей.

Естественно, возник вопрос о длительности спектакля, на что Евгений Миронов сказал: "Так как я, например, у Питера Штайна играл в семичасовой "Орестее", то по сравнению с ней -- это просто отдых. Постановки Някрошюса обладают какой-то магией, они затягивают и не отпускают".

А что Людмила Максакова? Дочь великой певицы Марии Максаковой, вот уже более 40 лет играет в одном театре -- имени Вахтангова. Отличается аристократичностью, умом, образованностью, особым шармом (к сожалению, погнавшись, как многие российские актрисы, за "молодостью" и сделав пластическую операцию, совершенно потеряла свою личностную "изюминку", так покорявшую не только в знаменитых спектаклях, но и в фильмах "Летучая мышь", "Неподсуден", "Отец Сергий", "Десять негритят"). И хотя она недружелюбно относится к журналистам, на сей раз необыкновенно эмоционально прочитала им удивительный монолог-лекцию о Чехове, Някрошюсе и своей героине. "Мир Някрошюса не банален, не безвкусен, а, конечно, обращен к каким-то вечным понятиям и ценностям. Но это, видимо, раздражает тех, кто не привык думать и приходит в театр похихикать (антрепризное движение все-таки сделало свое черное дело: в большинстве люди приходят лишь отдохнуть). На нашем же спектакле зрители благодарны, что с ними говорят серьезно. Мы это увидели, проехав Сибирь, большие города, потому что Россия -- это не только Москва (она теперь, наверное, находится где-то в другом месте). Сама Москва превратилась в какое-то гигантское производство по добыванию доллара. Уже нет великих поэтов, великих композиторов, великих художников -- существует некая масса. И вообще большая беда с какими-то мыслями, идеями. Люди, приходящие в театр с интересной философской концепцией, честно говоря, страдают. В этом спектакле Някрошюс довел тему потерь до какой-то звеняще-пронзительной ноты. Ведь у каждого из нас существует свой "Вишневый сад" -- то, что мы теряем. Это самое прекрасное, что было в нашей жизни: первый поцелуй и любовь, радость рождения ребенка. Эймунтас мне, например, так объяснял последнюю сцену: "Никто больше никогда ни с кем не встретится. Вы прощаетесь со своей дочкой на-всег-да!"

Как же после такого изнуряющего театрального многочасового "проживания" артисты восстанавливают свои силы? Максакова, как и ее любимый партнер по театру Юрий Яковлев, пока не "проиграет" снова весь спектакль в воображении, не проанализирует -- не заснет (вряд ли это называется восстановлением, скорее, наоборот). Алексей Петренко предпочитает после этого 150 г коньяку и жалеет, что спектакль заканчивается очень поздно и уже закрыт "лучший восстановитель" -- бассейн. А Евгений Миронов признался, что восстанавливается очень тяжело. "И единственный рецепт, который всегда всех спасал, -- это следующая работа. Как только я закончил "Идиота", сразу же начал заниматься Лопахиным. Так, после "Гамлета" у Штайна мне было очень плохо, и как раз тогда Володя Машков предложил комедийную роль в спектакле "N13". И я с такой радостью вошел в физически очень сложный, но психологически другой спектакль. Главное -- не останавливаться и не отдыхать, иначе замучают свои собственные "тараканы". На вопрос об участии в новом телефильме "Мастер и Маргарита" артист ответил, что ему предложили роль Иешуа, но он пока не решился.

Этот спектакль особенно дорог для Алексей Петренко, который давно уже не выходил на серьезную театральную сцену. Ведь он -- выпускник Харьковского театрального, начинал в Запорожье, потом работал в Ленинграде, но затем его полностью "затянул" кинематограф. "По-вашему, я -- запроданец, а по-моему, я уже более 30 лет нахожусь в учении у русской культуры, -- сказал народный артист России и Украины. -- И все, чему я там научился и теперь уже и у Някрошюса, я смогу отдать в украинском проекте Хостикоева и Бенюка "Тарас Бульба", если он осуществится". Очевидно, Алексей Васильевич так разволновался, играя на родине, что в тот же вечер перед последним актом "Вишневого сада" потерял сознание (актер уже перенес два инфаркта). Он нашел в себе силы доиграть спектакль, но какой ценой приходится расплачиваться за запредельные минуты творчества!

P.S. Интересна реакция актеров киевских театров. Те, кто и сам чего-то достиг, восторгаются и постановкой, и игрой, а оставшиеся в раздраженном состоянии "непонятых гениев" уходили со спектакля с ленивыми репликами разочарованных зрителей. Это еще раз подтверждает, что истинно талантливый человек всегда порадуется успеху других, а кого-то будет очень сильно "давить жаба"...