1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №34 (1678) за 14.02.2004

КОРРЕСПОНДЕНТ "СЕГОДНЯ" ПОЛУЧИЛ ЗАДАНИЕ... УТОНУТЬ

Раз, два, три... Считаю каждый шаг, все дальше отдаляясь от берега. Ноги дрожат. Чувствую, как под ступнями проседает лед. М-да, у наших рыбаков -- железные нервы, подумать только -- по такому льду целыми днями бродить! Еще шаг -- миную полынью. Лед предательски трещит. Считаю дальше: 27, 28, 29... Треск. Ноги разъезжаются в разные стороны, левая идет под воду. Пытаюсь всю тяжесть тела перенести на правую и... Ловлю себя на мысли, что танцую "танец подбитого утенка". Еще миг, и все перед глазами переворачивается вверх ногами. Иду под лед с головой.

РЫБАК БЫЛ СЛЕПОЙ И НЕМОЙ

Вынырнув, как в бреду, слышу крики на берегу -- суетятся люди. Но меня почему-то это совсем не волнует, пытаюсь ухватиться за куски льда, плавающие вокруг. Тщетно.

В голове лишь одна мысль: как выбраться? Пытаюсь подтянуться на твердый лед -- он, как назло, крошится. Руки и ноги скользят -- ощущаю себя беспомощным ребенком пытающимся взобраться на горку. Шестая попытка выбраться -- без толку. А тут еще чувствую, что течение затягивает под лед. Это -- верная смерть. Подплывать к кромке страшно, бултыхаюсь в воде. Устал. Взгляд уперся в одну точку -- рыбак на льду в метрах 150 от меня. Сил не хватает даже крикнуть. А он сидит себе спокойно, словно слепой и немой... Все, что может в такой ситуации человек, -- это помогать себе руками и ногами, пока их не сведет судорога в ледяной воде. А дальше? Если не подоспеют спасатели -- днепровским рыбам будет, что кушать...

Справка "Сегодня" В прошлом году в Украине на воде погибли 1262 человека (из них 196 детей), по Киеву -- 63 утонувших (8 -- дети). А за январь текущего года в Украине утонуло 13 человек (2 детей), в Киеве -- 1. Кстати, в 2003-м по стране удалось спасти 391 человека (76 детей), в Киеве из-под льда вытащили 79 (28 -- дети).

ГЛИССЕР ПОДАНО, СЭР!

Прошло минут пять. Люди на берегу не зря суетились -- лед вокруг пошел ходуном, слышу приближающийся рев мотора. Рядом со мной падает спасательный круг, а у кромки тормозит что-то вроде катера, красного цвета. Мужчина в гидрокостюме кричит:

-- Живой?! Подплывай ко мне и спиной постарайся выбраться на лед!

Исполняю приказ. Но, видно, был я совсем плох... Мужчина прыгает в воду и выталкивает меня на лед. Затем так же "выкидывается" на спине и тащит меня в кабину. Водитель давит на газ. Катер летит по льду, свободно проходя участки, где его вовсе нет. Осматриваюсь: кабина обтянута брезентом с небольшими окошками -- защищает экипаж от дождя и ветра, есть еще одно свободное место.

-- Не катер, а аэроглиссер, -- поправляет мой спаситель Юрий Шевченко, замначальника штаба пожаротушения, майор внутренней службы. -- Спецмашина, на которой с недавних пор спасаем утопающих.

Читатели, наверное, уже догадались, что тонул я "условно". Хотя описанные ощущения пережил на самом деле. И только одетый накануне гидрокостюм защищал меня от ледяной воды. В таких спасатели выходят на лед. Облачиться по тревоге в костюм нужно быстро, хотя процесс этот довольно сложный. Первым делом мне перетянули ноги ниже колен ремнями, чтобы не спадали ботинки. Затем зашнуровали комбинезон под шею. Перчатки "налепили" на резиновые рукава и плотно завернули, чтобы не пропускали воду. Словом, как выразился наш фотограф, настоящий космонавт. Правда, костюм дал течь: промокли правые рука и нога. Но ради пережитого стоило немного постучать зубами от холода.

ЧТО Я ДЕЛАЛ НЕПРАВИЛЬНО

Первое -- я полез в воду, не зная броду. Глубина озера Опечень, где происходило все выше изложенное, местами до 15 метров. Второе -- у меня под рукой не было ни палки, ни веревки, ни доски, которые помогли бы залезть на лед и ползком добраться до берега. Третье -- ступал на трещины, промоины и прыгал, чтобы провалиться, а когда затрещало под ногами, нужно было падать на спину. Главное в таких ситуациях -- подольше держаться на плаву и постараться привлечь внимание людей на берегу.

Спрашиваю у Юрия: почему пожарные спасают людей на воде? Ведь к тому, что они идут в огонь, мы уже привыкли, а тот факт, что они и в воду лезут -- новость.

-- Наша цель все та же -- спасти человека. С недавних пор мы начали выполнять функции спасателей и теперь в ответе за каждого киевлянина, независимо от того, терпит он бедствие на пожаре или на воде. А глиссер в этом деле -- большое подспорье.

Справка "Сегодня" Глиссер оборудован фордовским двигателем, имеет 150% непотопляемости, поскольку его основу составляет пенопласт. Длина -- 5 м, ширина -- 2. Максимальная скорость -- 60 км/час, выдерживает шторм в четыре балла. Кабина рассчитана на водителя и трех спасателей в аквалангах. В комплекте -- два десятиместных надувных плота для пострадавших, спасательные жилеты, веревки, круги, гидрокостюмы, огнетушители, аптечка. Винт расположен над водой, что делает машину безопасной для находящихся в воде. Проходит по любой болотистой местности, по льду движется быстрее (150 км/час). Стоимость -- 50--75 тыс. грн.

ТЕСТ НА ПРОЧНОСТЬ

Решаем протестировать машину. Скорость она развивает приличную, да и в плане маневренности все путем -- может на полном ходу развернуться и ехать обратно. По камышам мы шли осторожно, хотя летом на глиссере можно проехать по любому болоту. В управлении он прост, наш водитель пересел на него с пожарной машины. По его словам, переучиться несложно.

Правда, по-настоящему экипаж глиссера еще никого не спасал. Выезжают на обычных машинах и с помощью веревок вытаскивают людей. И делают это все чаще... "А как же спасатели из КП "Плесо"?" -- интересуюсь.

-- Они лишь днем объезжают свои маршруты. Ночью помощи вообще не оказывают. Это делать приходится нашим. Те водные спасатели, которые есть сегодня в Киеве, по-сути, сезонные рабочие. Летом на их плечи ложится основной объем работ, -- поясняет сотрудник главного управления МЧС Украины в Киеве. -- Для спасения в зимний период у них нет возможности. Иногда доходит до абсурда. Нам звонят: "Тонет человек". Диспетчер отправляет пожарную машину на выезд, а тем временем для перестраховки звонит к спасателям в КП "Плесо": "Тонет человек -- выезжайте!". А в ответ слышит следующее: "Пока мы соберемся, возьмем такси, приедем. Спасать будет некого. Уж лучше вы...". И это говорится, когда тонет человек! Чтобы подобного не было, нужна централизованная служба спасения, которая в любой момент может оказать помощь тонущему, независимо от того, день на дворе, ночь или праздник.

Такой службой, по всей вероятности, станут столичные пожарные. Ведь дежурят круглосуточно и теперь могут даже по воде к человеку добраться. Хотя немалый опыт имеется и у обычных водных спасателей: те же гидрокостюмы, оборудование, спасательные станции... Впрочем, глиссеров у них нет.

Был такой случай. Поступил сигнал -- в районе Труханова острова тонут несколько человек. По приезду оказалось, что моржи отмечают день рождение своего собрата по купанию. Спасателей пригласили к праздничному столу. Отказались -- служба.

НУЖНА ПОДДЕРЖКА ВЛАСТЕЙ

Пока я снимал с себя гидрокостюм и согревался чаем, глиссер выволокли из воды и отвезли в пожарный бокс. Кстати, в случае тревоги его грузят на прицеп пожарной машины, а та, подъезжая к водоему, спускает его на воду или лед.

-- На сегодня у нас только один аэроглиссер выполняет свои функции и приписан в пожарной части 25, на Оболони. Она -- ближе всех к воде: есть выходы на систему озер Опечень и дальше к Днепру, -- продолжает собеседник. -- Было рассчитано, что самыми опасными местами являются водоемы на Русановке, Березняках, районы Московского моста, урочища Наталка, Рыбальского полуострова, Набережной. Хотя не исключено, что чрезвычайные ситуации возможны по всей территории -- от дамбы Киевского моря до острова Водников. Остаются неохваченными другие районы города. Осилить это с помощью лишь одного глиссера невозможно.

Посему в планах закупить, как минимум, еще два глиссера. Да и поддержка от городских властей в этом вопросе была бы не лишней. Ведь лучше говорить о количестве спасенных, чем о десятках утонувших киевлян.

Был такой случай. Спасатели вытащили из ледяной воды выпившего мужчину. Он обозвал их непечатными словами, заявив, что не просил себя спасать. Гуляку пришлось передать в руки милиции, поскольку он норовил вернуться на лед.

P.S. Когда мы были в главке столичных спасателей, поступил сигнал о помощи -- под лед на озере Вырлица провалился ребенок. Спасательной станции там нет, пожарную часть вот уже несколько лет районная власть не в состоянии построить. Слава Богу, ребенку помогли прохожие. Увы, чиновники ждут непонятно чего, а вызовы на Харьковский массив все чаще для спасателей из других частей заканчиваются приездом на пепелища или поднятием со дна утопленника...