1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №34 (1678) за 14.02.2004

ЩЕК -- ЗМЕЙ, ЛЫБЕДЬ -- БЕЛЬМО,

В споре с Вольтером по поводу основания Киева византийским императором Ломоносов заявлял: "Греческие цари отнюдь ничего не страивали на Руси, а построен Киев от князей Кия, Щека и Хорива". С этим соглашались многие его соотечественники.

Вскоре и в лагере защитников Несторовой версии появились крупные разногласия. Если Кий еще котировался как полянский князь, то реальность его братьев и сестры ставилась под вопрос. "Щек, Хорив и Лыбедь -- легендарные личности, которые могли и не существовать, ибо о них ничего, кроме имен, больше неизвестно", -- писал Костомаров в "Преданиях о родоначальниках" (1873). Ему вторил профессор Иловайский: "Таких исторических личностей, как Щек и Хорив, русская история не знает". (1876)

Даже известный академик Рыбаков считал, что образы Щека, Хорива и Лыбеди имеют литературное происхождение: "И братья, и сестра придуманы, очевидно, для осмысления названий двух киевских гор -- Щекавицы и Хоревицы -- и названия речки Лыбедь". (1966)

Однако исследователь Третьяков в 50-х годах прошлого века не исключал факт существования среднего брата. "Название древнего городища -- Щекавица сохранилось в народной памяти со времен самого Щека, который жил, наверное, в VII или VIII в. н. э.", -- писал ученый. Кстати, Марр, сторонник армянской легенды о Куаре, подчеркивал, что "два имени, Щек и Мелтей, обозначают одно и то же -- "змей". (1922)

Версию о народности, связанной с именем Щека, высказывали еще ученые середины XIX века, и поводом к такому заключению послужило второе название горы Щекавицы -- Скавика. Историк Забелин, анализируя труды Корнелия Тацита и Помпея Мелы, в которых упоминается страна Аксиака, лежащая между Днепром и Днестром, полагал, что народ аксиаков и является основателем городища над киевским Подолом.

Нашел исследователь объяснение и имени третьего брата -- Хорива. Оно тоже связано с названием местности. Это имя, утверждал Забелин, напоминает имя отца булгарских племен Куврата (Хорвата), а вместе с тем и страну Хоровое, о которой свидетельствовал еще Константин Багрянородный (X в.). Имя же сестры Лыбеди, по мнению ученого, соответствует названию страны Лебедиас, в древности размещавшейся на берегах Дона.

Исследователи не оставляли шансов братьям и сестре Кия быть "признанными" у себя на родине. Взять хотя бы монографию языковеда Чапленко, изданную в 1970 году в Мюнхене: "Имена Щек и Хорив этимологически на адыгейском грунте можно понимать как "холмы", "горбы", "горы". Эти горбы или горы чем-то отличались друг от друга... "Щек" было выведено из названия горы "Щекавица", а это последнее название могло означать "Лысая гора"... "Хоревица" сохранилась в славянской кальке "Черная гора"... "Лыбедь" -- это настоящее адыгейское слово "лыбод", что означает "бельмо". Это была маленькая речка (она теперь исчезла), которая еле блестела, так как не имела цельного течения..."

Для киевлян же Лыбедь существует и поныне. Ее бурному потоку могут позавидовать многие горные реки. В древности ширина Лыбеди достигала тысячи метров -- в ее акватории мог разместиться флот князя Святослава. Что касается гипотез относительно киевской топонимики на основе иностранной лексики, то по этому поводу остроумно заметил Карамзин (XIX в.): "Имена древние не всегда могут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же славянское местоимение "кий", слова "щека", "щекотать", "гора", "лебедь" и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебегас и прочие."