1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1680) за 17.02.2004

ТРЕХУРОВНЕВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НЕ БУДЕТ

Мы уже писали о том, что Закон Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" немного дал подавляющему большинству нынешних пенсионеров. А что этот закон даст тем, кто будет еще лет ...надцать трудиться, дабы заработать себе на достойную старость? Похоже, меньше, чем они ожидают.

Начнем с вопроса: начала ли работать предусмотренная реформой "трехуровневая" пенсионная система? Увы, пока она по-прежнему "одноуровневая" и, судя по всему, останется таковой еще надолго, если не навсегда. Напомним: два декларируемые уровня -- это пенсионное страхование. Первый -- общеобязательное государственное (солидарное): с каждого работника, а также с его работодателя отчисляют определенную сумму в общий котел. Второй -- накопительное страхование: с каждого работника в обязательном порядке ежемесячно берут процент от заработка, перечисляемый на его личный пенсионный счет. Третий уровень -- негосударственное пенсионное обеспечение, оно добровольное, типа страховки. Однако реально пока работает, как и прежде, только солидарное. Накопительное начнет действовать лишь после выполнения ряда условий, заложенных в заключительных положениях упомянутого закона. Большинство их касается организации работы самого Пенсионного фонда (ПФ) и для граждан особого интереса не представляет. Но некоторые пункты -- очень даже любопытны. Вот они:

-- одновременное повышение (на величину процентов, отчисляемых в Накопительный фонд (НФ) из зарплаты работника -- Авт.) зарплаты застрахованному лицу;

-- обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе в размере, предусмотренном частью 3 ст.46 Конституции Украины;

-- накопление опыта работы системы негосударственного пенсионного обеспечения;

-- обеспечение финансирования из госбюджета недополученной части страховых средств в солидарной системе в связи с перечислением части страховых взносов в НФ.

В переводе "с чиновничьего на общепонятный" это означает: накопительное страхование начнет действовать после того как:

-- работодатель будет платить за вас в ПФ не 32%, а, допустим, 25% (учитывая, что максимальная величина взносов, перечисляемых в Накопительный фонд, не может превышать 7%); на эти 7% вырастет ваша зарплата, но на руки деньги вы не получите -- их перечислят на ваш личный пенсионный счет в НФ;

-- самый ленивый и низкооплачиваемый гражданин Украины будет получать пенсию, не меньшую, чем прожиточный минимум, который на данный момент установлен для пенсионеров в размере 268 грн.;

-- 7%, недоплаченные вашим работодателем в ПФ, перечислят туда из госбюджета (возникает вопрос: а в бюджете они откуда возьмутся?).

"Накопление опыта работы..." негосударственных пенсионных фондов (НПФ) -- особенно туманное требование: дабы он "накопился", надо, чтобы в массовом порядке начали работать эти самые НПФ, а туда народ пока нелегко заманить: на сегодня в них рискнули участвовать лишь 0,2% трудящихся. То есть, нас ставят перед фактом: путь гражданина к "личной кубышке" в системе государственного пенсионного страхования лежит... через участие в НПФ. Но напомним: негосударственное пенсионное обеспечение -- дело добровольное. И если оно не будет "добровольно-принудительно" развиваться -- нынешние 20-40-летние работники получат не намного большие пенсии, чем их родители. Единственная радость: эти копейки будут рассчитаны с математической точностью. Кроме этого, новый закон на деле почти ничего не изменил.

Далее, на данный момент средняя пенсия по Украине составляет 148,35 грн., минимальная трудовая -- 91,8 грн., а так называемая социальная (для тех, кто, не будучи инвалидом, не отработал положенное, а то и вовсе не трудился ни одного дня) -- 64 грн. Теперь подсчитаем, сколько же понадобится денег, дабы минимальная трудовая пенсия увеличилась почти в три раза -- до упомянутых 268 грн., чтобы начало действовать накопительное страхование.

По информации ПФ, в минувшем году 13,643 млн пенсионеров было выплачено порядка 25 млрд грн. Для того, чтобы довести среднюю пенсию до установленных (на данный момент) согласно требованиям Конституции минимальных 268 грн., потребуется почти 44 млрд грн. Но на самом деле, эта цифра будет гораздо большей, если учитывать для каждого пенсионера установленное законом пропорциональное увеличение его нынешней пенсии. Например: минимальную пенсию в 91,8 грн. увеличили до 268 грн., т.е в 2,92 раза. Но тому, кто получал 150 грн., надо не просто добавить "недостающие" 118 грн., его пенсию придется умножить на такой же коэффициент, считаем: 150х2,92=438 грн. А тому, кто получал, допустим, 800 грн. пенсии, ПФ должен будет платить 800х2,92=2336 грн.

На сегодня число пенсионеров практически сравнялось с количеством работающих: в легальном секторе экономики задействовано около 14 млн чел., из них порядка 4 млн платят налоги по упрощенной схеме налогообложения. Даже если предположить, что каждый "упрощенец" платит максимальный фиксированный налог в 200 грн./мес. (на деле гораздо меньше), все они могут перечислить в ПФ не более 4 млрд грн. в год. А чтобы Пенсионному фонду собрать еще сорок миллиардов гривен, за каждого из оставшихся 10 млн наемных работников работодатель в среднем должен перечислять в ПФ 4000 грн. ежегодно. Для этого каждому "среднему" работнику надо платить свыше 1000 грн. в месяц. Сие -- при условии, что все находящиеся на заслуженном отдыхе будут получать одинаковую пенсию, равную нынешнему прожиточному минимуму. Но учитывая, что после снятия пенсионного "потолка" уже теперь многие имеют больше 268 грн. (точные цифры в ПФ обещали дать к концу квартала), реальная годовая потребность денег для выплаты, по оценкам экспертов, составит 50-55 млрд грн. И то при условии, что получающим пенсию свыше 268 грн. не добавят ни копейки. Если же соблюсти указанную выше пропорцию -- увеличение емкости пенсионерского "котла" не поддается даже оценочным расчетам. Вывод: чтобы Накопительный фонд начал работать, либо опять придется вводить пенсионный "потолок", либо "второй уровень" пенсионного страхования -- это недостижимая цель, фикция.