1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1680) за 17.02.2004

"ПИРАТЫ ХХ ВЕКА" КАК БУДТО ОТКРЫЛИ ФОРТОЧКУ В НАКУРЕННОЙ КВАРТИРЕ!

25 лет назад был снят, как сегодня принято говорить, культовый фильм 80-х "Пираты ХХ века", где главную роль сыграл Николай Еременко. В эти дни ему бы исполнилось 55. Такого зрительского успеха не знал ни один советский фильм, а на Еременко тогда посыпались награды, его захлестнул "девятый вал" славы и заслуженный титул супермена советского кино

Это на самом деле получился первый советский боевик. А идея его снять родилась у двух друзей -- Станислава Говорухина и Бориса Дурова всего-навсего из маленькой газетной заметки о том, что морские бандиты напали на итальянское судно и похитили 200 тонн урановой руды. Сценаристы вместо итальянского взяли свое советское, "наполнив" его трюмы большим грузом опиума и "послали" его в заграничное плавание. В фильме безоружные советские моряки мужественно и достойно противостояли интернациональной команде современных пиратов. Фильм был закончен в 1979 году и его, по правилам тогдашнего кинопроизводства, показали ответственным "товарищам" из ЦК комсомола. И надо же было такому случиться, что он не понравился самому главному комсомольскому руководителю, назвавшего его "идеологически вредным". И фильм стал "полочным". Но, к счастью, ненадолго. Помог, как, впрочем, не один раз, большой любитель кино -- генеральный секретарь партии Леонид Брежнев, которому фильм привезли для просмотра на дачу. Ему "Пираты ХХ века" очень понравились и тут же последовало распоряжение пустить фильм на широкий экран. Мгновенно он получил оглушительный успех -- во всех кинотеатрах стояли длинные очереди.

Особенно всех покорил красивый и мужественный стармех Сергей в исполнении Николая Еременко. Казалось бы, актер просто родился для такой роли и никто даже не догадывался, что попал он на нее с трудом. Его кандидатуру режиссер фильма Борис Дуров воспринял скептически, так как за актером после недавно прошедшего с успехом "Красного и черного" закрепился имидж героя-любовника. Как рассказывал сам Еременко: "Обычно не меня выбирали, а я выбирал, так как на меня уже был спрос. Мне очень хотелось сыграть в "Пиратах...", но режиссер Дуров не уверен был, что "любимец дам" потянет роль героя крутого боевика. Разговариваем мы с ним, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Пришлось скинуть рубашку и крутануть сальто. Вид моих рельефных бицепсов сумел убедить режиссера".

"ВЫПЛЫЛ БЫ ФАРШ ИЗ ЕРЕМЕНКО!"

"Мы как будто открыли форточку в накуренной квартире!" -- так образно определил его восприятие зрителями Еременко. Это сейчас боевик на боевике, а тогда своих вообще не было, да и зарубежных, тем более американских, никто и не видывал. И потому все в "Пиратах" было впервые: эффектные подводные съемки, экзотические таинственные острова, авантюрный сюжет, современный крутой парень -- хитрый и умелый, дающий отпор профессиональным бандитам. И, конечно же, каратэ, которым вовсю тогда увлекались молодые люди (впрочем, вскоре у нас эту борьбу запретили) . Все трюки на съемках Николай Еременко выполнял сам, хотя тогда это не приветствовалось, но ведь роль на две трети состояла из трюков, и если бы вместо него их выполнял дублер-каскадер, было бы видно. Да и всю свою кинокарьеру актер старался соблюдать принцип, о котором он рассказывал незадолго до своей смерти "Сегодня": "Обязательно все должен сам, сам, сам, иначе, хотя в кино и можно обманывать, но не нужно. Потому что обманывая зрителей, параллельно ты будешь обманывать самого себя тоже. А мужик все-таки должен себя периодически проявлять и проверять". И не один раз на съемках "Пиратов" у актера были такие возможности себя "проявить"! А однажды он чуть не погиб. Помните, эпизод, где его герой прыгает со скалы на борт корабля? Еременко прыгнул, как и было задумано, рядом с бортом, а вынырнуть сразу не смог, так как его затянуло под лопасти винтов. -- "Не знаю уж, как удалось выбраться... Выплыл бы фарш из Еременко!" -- шутил он много лет спустя. Были и другие случаи, но, видимо, судьба тогда его еще берегла.

Съемки, действительно, были очень сложными: ему приходилось нырять по семь часов в день, его били, роняли. В своем интервью Николай Николаевич также заметил: "Если по-настоящему драться в кино -- это, поверьте мне, отвратительное зрелище. Ничего хорошего и красивого в этом нет, несмотрибельно просто: гнусно, непонятно и нентересно. Драка должна быть поставлена. Это должна быть очень точно рассчитанная режиссура". И режиссер фильма Борис Дуров (уже известный до "Пиратов" фильмами "Вертикаль", "Повесть о чекисте", "Вот моя деревня", "Гранитные острова") как раз умел это по жизни. Он родом с Донецкой области, сам до режиссерского факультета ВГИКа прошел серьезную "мужскую школу жизни", занимаясь в Суворовском училище и высшем инженерно-авиационном училище.

Николай Еременко впоследствии вспоминал: "Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон".

В 1980 году Еременко вручили приз как лучшему актеру года, тогда же чествовали Аллу Пугачеву за "Женщину, которая поет" и Дмитрия Золотухина за роль Петра I, и Николай Николаевич тогда во всеуслышание сказал: "Как странно бывает: играешь Жюльена Сореля в "Красном и черном" или Меньшикова в "Юности Петра", а тебя и не замечают, хотя вся страна после "Красного и черного" на ушах стоит. А сыграл в "Пиратах" и тебя превозносят до небес за то, что ты хорошо плаваешь!".

Еще как-то актер рассказывал, как пытался пользоваться своей славой после "Пиратов". Ехал он на своей машине, и его остановил гаишник и потребовал права. Еременко высунулся в окно, показал свое лицо и сказал: "Вы меня не узнаете? Это же я -- Еременко из "Пиратов ХХ века!". Гаишник посмотрел на него внимательно и сказал: "Вот ты и ездишь, как пират!" И проколол ему талон.

Вместе с Еременко в фильме снимался и его друг еще по ВГИКу Талгат Нигматулин ("Седьмая пуля", "Приключения Тома Сойера", "Право на выстрел", "Один и без оружия"). Он играл морского пирата Салеха и в то время уже был профессиональным каратистом, даже чемпионом Узбекистана, которого потом прозвали "советским Брюсом Ли". Судьба Талгата сложилась трагически, так как в поисках духовной истины он связался с псевдовосточной сектой, где его убили пятеро "целителей". Совершенно несопротивляющегося 36-летнего чемпиона по каратэ избивали в течение пяти часов с особой жестокостью...

Капитана советского судна играл "положительный" Петр Вельяминов, незадолго до того прославившийся в любимом народом телесериале "Тени исчезают в полдень". А боцмана сыграл профессиональный каратист, один из основателей каратэ-до в СССР Тадеуш Касьянов. Его судьба также довольно горька. Спортсмена обвинили в "вымогательстве" (на современном языке, "рэкете"), и пока полтора года шло следствие, он отсидел в четырех тюрьмах. В итоге его все же оправдали, но судьба была искалечена.

Многое в этом фильме рождалось случайно, и над оператором Александром Рыбиным все время шутили: "как Рыбин в воде". Хотя многие из сцен на воде и в воде пришлось снимать в бассейне, но и там постоянно возникали нестандартные экстремальные ситуации.

"Пиратов ХХ века" очень плохо приняла советская критика: его обвиняли в безнравственности, в том, что нет особых отличий между хорошими и плохими персонажами -- и как это положительные герои могут так жестоко драться? В общем, все эти мытарства фильма надолго поумерили охоту у других киношников снимать лихие приключенческие картины. А Николай Еременко незадолго до своей смерти очень активно занимался кинопроектом "Пираты ХХI века", в котором артист Еременко должен был поехать в круиз и там попасть в ситуацию, в которую когда-то попал его герой в первых "Пиратах". Но без него продолжение отменилось...