1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №39 (1683) за 20.02.2004

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНТОВ "СЕГОДНЯ" В КИЕВЕ ПОДОЖГЛИ ЗАПРАВКУ

Пожарные машины, вертолеты, катер... Мы неоднократно писали репортажи с "боевых" заданий, выполняемых с помощью техники. На сей раз корреспонденты "Сегодня" побывали в пожарном поезде железнодорожной станции Дарница.

Он, кстати, появился здесь еще в 30-х годах прошлого века и не раз модернизировался. К сожалению, два года назад порезали на металлолом его вагонно-насосную станцию 1938 года постройки. Когда в 90-х китайцы снимали новую версию фильма о Павке Корчагине, агрегат переоборудовали в старинный мягкий вагон. Говорят, при съемках статисты с ветками в руках бегали вдоль окон поезда, изображая движение. Правда, пожарных сюда не пускали.

В прошлом году состав красного цвета с двумя вагонами, которые находятся между двумя цистернами, на тушения выезжал четыре раза. Специально для нас огнеборцы имитируют пожар на заправке, в полусотне метров от поезда. В большой металлический резервуар с водой, размещенный под заправочной колонкой, выливают полканистры солярки и бензина.

С помощью "квача" поджигают гремучую смесь. Мощный огонь с гулом облизывает бока постройки. Пожарные тянут от состава рукава, начальник поезда дает команду подать пенообразователь. Белый поток справляется с двухметровыми языками пламени за считанные секунды. Конечно, при настоящих пожарах не все так быстро и гладко происходит -- десять минут уходит на подачу локомотива, время отнимает дорога, хотя поезду открыт "зеленый путь".

-- Когда в середине 90-х в Фастове горела картонная фабрика, на место происшествия мы добрались за час, -- вспоминает Владимир Смалько, работающий на поезде 13 лет. -- Крупнейший пожар был -- тушили двое суток. Установили насосные станции для перекачки воды, беспрерывно обливали рулоны бумаги, а они разгорались изнутри. Не раз тушили грузовые вагоны. Однажды в Дарнице горел крытый деревянный вагон -- заливали пенообразователем. В подобных случаях горящий вагон отцепляется от состава, а пожарный поезд поливает его с соседней ветки, поскольку возможны взрывы.

Справка "Сегодня" Поезд "Дарница" предназначен для тушения пожаров и ликвидации аварий на железной дороге и на ж/д транспорте, а также проведения пожарно-профилактических работ. Обслуживает 22 объекта: вагонное и локомотивное депо, станции, участки энергетиков, связистов, путейцев. Личный состав -- 4 караула по 4 человека плюс начальник. Всего на железных дорогах страны -- 68 пожарных поездов.

-- В цистернах -- 100 тонн воды и 5 тонн пенообразователя, рукавов разного диаметра -- полтора километра, -- вводит в курс Юрий Боровик, замначальника Киевского отряда ведомственной военизированной охраны по пожарному надзору Юго-Западной железной дороги.

Получается, состав по вместительности равняется почти 50 пожарным машинам. Учитывая, что не на всех железнодорожных участках есть гидранты, без поезда-огнеборца при крупных пожарах не обойтись -- вода в автомобиле заканчивается через 4--7 минут. Правда, у машин в два раза мощнее насосы, чем у поезда -- выдают "на-гора" 40 литров воды в секунду.

Заходим в моторный вагон. Юрий Боровик показывает мотопомпы, лестницы, стволы, пожрукава. Здесь имеется даже электростанция на 4 кВт, которую включают при автономном режиме работы. Тут же -- переносной прожектор, сконструированный пожарными. Свет "бьет" на расстояние более 200 метров. Для защиты пожарных от ядов и прочей химии, перевозимых по железной дороге, есть спецкостюмы, общевойсковой защитный комплект, изолирующие противогазы. Бытовой вагон для личного состава -- приятнее моторного.

-- Это -- вагоны-термосы, переделанные из рефрижераторных, потому зимой в них тепло, а летом -- прохладно, -- рассказывает Юрий Владимирович. -- Кстати, вода в цистернах не замерзает, поскольку там проходит "змеевик".

На прощание пожарные демонстрируют новинку. На локомотивах Юго-Западной ж/д испытываются модули порошкового пожаротушения "Спрут", разработанные одним из отечественных конструкторских бюро. Прикрепленное к потолку устройство размером с большую кастрюлю самопроизвольно срабатывает при температуре 68--93 градуса или автоматически запускается машинистом, заметившим пожар. Несколько приборов могут включаться одновременно или поочередно (не только в поездах, но и в гаражах, паркингах, техпомещениях).

Подвязанный к поперечной штанге модуль пожарные испробуют возле поезда. Запускают его на расстоянии с помощью электроимпульса -- из направленных вниз раструбов прибора стреляет белый порошок (облако быстро рассеивается). По заверениям разработчиков, возгорание в вагоне и закрытом помещении с помощью устройства гасится мгновенно.

P.S. В день нашего посещения на железной дороге в Киеве и его окрестностях (поезд контролирует зону в пределах 200 км в направлениях Яготина, Мироновки, Нежина), к счастью, ничего не горело.