1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №41 (1685) за 23.02.2004

ДЕТИ ЛЮБЯТ ПЕСНИ КРЫЛАТОВА ЗА ХОРОШИЕ СТИХИ

Говорят, что, мол, для детей писать намного сложнее, чем для взрослых -- потому, что для них надо писать лучше. Да и слава, и дивиденды не те... Впрочем, если уж в детскую душу что-то запало, то это на всю жизнь. Немного можно назвать имен композиторов, чье творчество попало в "десятку", Один из них -- Евгений КРЫЛАТОВ, которому сегодня исполнилось 70 лет.

Кто не помнит песенки "Чунга-Чанга", "Крылатые качели", ну а уж Новый год без песни "Три белых коня" никак не обходится. Сменилась эпоха, изменились вкусы, но эти песни остались с нами. Они обретают второе, третье, может, четвертое рождение, их поют Лада Дэнс, Николай Басков, Лариса Долина, Елена Камбурова, Анита Цой и многие молодежные группы.

"Меня это очень трогает, -- говорит сам композитор. -- Моя музыка скромная, ее, может быть, немного, но она, как облачко, парит сама по себе. И я чувствую, что исполнители с любовью относятся к ней, что очень ценно для меня. Ко мне без конца обращаются разные фирмы, переиздающие записи, выпускающие караоке, детские игрушки, мобильные телефоны... Сейчас, вообще, такой момент, когда общество, наконец-то, спохватилось и поняло, что никакая перестройка, никакие реформы не нужны, если некому этим будет воспользоваться, если мы сейчас вырастим поколение дебилов, наркоманов, путан и уголовников..."

В жизни самого Евгения Павловича любовь к музыке пришла еще в детстве, которое прошло на Урале, в маленьком городке Пермской области. Его отец был обычным рабочим, но сына воспитывал на классической музыке. В семье не было музыкантов, но музыку любили все. Став победителем музыкального студенческого конкурса в Перми, Евгений Крылатов поступил на композиторское отделение Московской консерватории. 10 лет жизни ушло на борьбу за выживание в "златоглавой".

"Самое отчаянное время было после окончания консерватории, -- вспоминал Евгений Павлович. -- У нас с женой не было прописки и жилья, мы снимали углы. Когда родился сын, отдали его на три года моей маме. И произошло чудо: Тихон Николаевич Хренников помог мне получить квартиру в столице. В 1965-м мы переехали в Тушино. Это был вздох облегчения: я перестал бояться милиции. А первый успех пришел лишь в 36 лет..."

Началось все с мультфильмов: в 1968 году вышел "Умка", чуть позже началась работа в художественном кино -- первый фильм с музыкой Крылатова "О любви" вышел в 70-м. И вот уже более 40 лет творческой жизни, более чем 120 работ для экрана и сцены: "Достояние республики", "Ох уж эта Настя!", "Гостья из будущего", "Приключения Электроника", "С любимыми не расставайтесь", "Чародеи"...

Однажды на встрече с композитором в Артеке ребят попросили ответить на вопрос: "За что вы любите мелодии Крылатова?" Один мальчик объяснил: "За хорошие стихи". Естественно, все расхохотались. А сам композитор согласился: "Он сказал правду. Ни разу у меня музыка не родилась просто так, из ничего. Я просматриваю горы стихов: если что-то зацепит, сажусь за рояль. Для меня очень важен уровень поэзии. Может быть, поэтому у меня и песен-то сравнительно немного -- где-то в пределах ста. Но зато у меня замечательные поэты -- Бэлла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенев и многие другие. И, безусловно, Юрий Энтин. С ним созданы самые лучшие и самые популярные песни".

Большинство песен писались на конкретного исполнителя: к примеру, "Песенка о шпаге" и "Романс Маркиза" -- для Андрея Миронова. А вот знаменитая песня "Три белых конях" была рассчитана на детский голос. Но юная исполнительница, которая довольно много записывалась в детских фильмах, спела "Три белых коня" не совсем удпчно. А потом на запись пришла Лариса Долина, которая исполняла "взрослые" песни в "Чародеях". Крылатов сказал: "Попробуйте спеть "Три белых коня". И певица спела, имитируя детский голос. Ее запись и осталась в фильме.

Творя в основном в "легком жанре", композитор сохранил почтение к классике: "Классическая музыка -- как панацея, ограждающая личность от разрушения... Нельзя рассматривать это примитивно: дескать, если слушает Моцарта, то не будет принимать наркотики. Но все-таки классика воспитывает душу в стремлении к благородству, красоте. Человек, который никогда не слышал классической музыки и знает только "попсу", да еще и "блатную", лишен внутренней защиты от пошлости, -- говорит Евгений Павлович. -- Поэтому, убежден: чем больше детей соприкоснутся с миром музыки в профессиональном смысле, тем чище мы станем в будущем...".

P.S. На одной из веб-страниц есть небольшой "форум", посвященный композитору. И вот что написал один аноним: "Такие люди посещают Землю очень редко. А жаль"...