1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (1686) за 24.02.2004

ГОРЮЧЕМУ НЕ ПОЗВОЛЯТ РЕЗКО ПОДОРОЖАТЬ

Ряд крупных украинских торговцев нефтепродуктами прогнозируют, что уже в начале марта различные виды горючего подорожают на 10--15%. Что за этим стоит -- объективная тенденция или стремление "разогреть" рынок, вызвать повышение спроса и, соответственно, цен?

Когда и если Президент подпишет закон о повышении акцизов на нефтепродукты, бензин подорожает в среднем на 2% -- повышение отнюдь не катастрофическое. Далее, мировые цены на нефть в последнее время стабилизировались, небольшие скачки "туда-сюда" не окажут серьезного влияния на стоимость сырья для украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Возникновение физического дефицита горючего -- и вовсе "ненаучная фантастика" в условиях, когда производство на НПЗ в 2--2,5 раза превышает спрос. Но нефтетрейдеры считают, что как раз существенное увеличение спроса в марте, под посевную, станет мощным стимулом для роста цен. Позволим себе усомниться в таком предположении. Действительно, весной основные потребители "горючки" -- сельскохозяйственные предприятия, но они уже застрахованы от неконтролируемого роста дороговизны и нехватки "горючки". Напомним, в соглашении, подписанном, с одной стороны, вице-премьером по вопросам АПК Иваном Кириленко и вице-премьером по вопросам ТЭК Андреем Клюевым, а с другой -- руководителями украинских НПЗ, последние гарантируют с марта по ноябрь поставить аграриям 1,5 млн т дизтоплива по фиксированной цене: 1700 грн. за тонну.

Правда, у крестьян могут возникнуть проблемы с оплатой горюче-смазочных материалов, как это было в 2003-м, они не выкупят все "зарезервированное" топливо, но это отнюдь не может привести к его подорожанию, скорее наоборот. А самые ушлые селяне, судя по опыту прошлого года, станут искать и более дешевые нефтепродукты, чем предлагают НПЗ. И тут они могут обойтись даже без зарубежных поставщиков. Как сообщил председатель Госкомитета по материальному резерву Николай Песоцкий, возглавляемое им ведомство планирует продавать топливо аграриям для проведения весенне-полевых работ. А поскольку речь идет о старых запасах "горючки", которым более пяти лет, цена будет установлена ниже рыночной.

Позвольте, а смогут ли грузовики "бегать" и трактора -- пахать на "ископаемом" топливе, произведенном в прошлом тысячелетии? "На качество может повлиять испарение легких фракций горючего в результате длительного хранения, здесь нужно проводить анализ, -- говорит генеральный директор ПО "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак. -- Но если условия хранения строго соблюдались, свойства нефтепродуктов существенно не изменятся. В частности, для дизтоплива важнейший показатель -- содержание серы, влияющей на степень износа двигателей, а от времени оно не возрастает. Что касается меморандума, подписанного между правительством и нефтепереработчиками -- это важное условие для контроля цен, хотя оно и заставляет НПЗ работать на грани рентабельности. Здесь главное -- отсечь посредников, которые попытаются скупать горючее для последующей спекуляции. Думаю, трейдеры завышают прогноз роста цен, к середине марта они могут подняться примерно на 5%".

Итак, "взрыва" на рынке горючего правительство не допустит. Это важно не только для автолюбителей и компаний-автоперевозчиков, но и для любого из нас. Ведь украинцы уже не раз убеждались, что подорожание бензина и "солярки" моментально отражается на цене большей части потребительских товаров.