1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (1687) за 25.02.2004

"ПОЧЕМУ МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ОТДАВАТЬ НА ОТКУП РОССИЙСКИМ И ЗАПАДНЫМ ГАСТРОЛЕРАМ?"

Александр Быструшкин, народный артист Украины, возглавляет городское управление культуры вот уже десятый год. Когда-то не мог представить, что он, артист театра и кино, сможет заниматься чиновничьими делами -- кому-то резко отвечать "нет", а порой эмоционально "бросаясь в бой"...

-- Расслабляться некогда: закончился тяжелый год -- Год культуры. Как известно, культура -- тяжелый предмет, если им серьезно заниматься. Духовность тоже должна иметь базу и определенный бюджет, потому что, как не крути, а пока все основные отрасли развития культуры базируются на государственных и региональных бюджетах. Так как нормальная законодательная база для меценатской благотворительной деятельности растекается в туманной перспективе.

-- Так каков же в связи с этим городской "культурный бюджет" на этот год?

-- Бюджет увеличен с расчетом повышения заработной платы. Более того, дополнительно выделено 3 млн 200 тыс.грн. на академические театры -- такие, как ТЮЗ, Театр драмы и комедии, Музыкальный театр для детей и юношества. Это для того, чтобы материально подтянуть эти театры, так как существует большой разрыв между зарплатой в национальных и муниципиальных театрах. У нас есть объекты, которые мы обязаны поддерживать. Например, музей Ивана Гончара -- его обязательно запустим ко дню Киева. Таким же приоритетом остается окончание капитального ремонта и реставрация музея Богдана и Варвары Ханенко. Там уникальные фондовые сбережения, даже для изысканного зрителя это шок: кость, фарфор, дерево. И они просто "кричат", чтобы их увидели люди.
17 млн на ремонт и реставрацию -- серьезная сумма.

Я все время говорил и буду повторять: Киев -- это же пример для всей Украины. Наши коллеги видят, что мы что-то делаем, и могут потом сказать: "Видите, как столица делает". Ведь в любой ситуации нужен лидер -- тогда будет к чему тянуться. Так как мы долгое время тянулись за Москвой, смотрели "как в Варшаве", "как в Прибалтике". Теперь видим, что тоже можем быть на уровне, не оглядываясь на "старшего брата". Можем достойно проводить совместные акции.

Вот к юбилею Лифаря будем проводить со 2 апреля V конкурс балета его имени. Наконец-то этот конкурс снова передан городу. И дни французской культуры начнутся именно его открытием. Постановочная группа из Парижа будет ставить балет Лифаря "Сюита в белом". И этот шедевр мировой хореографиии останется в репертуаре Национальной оперы Украины. В конце апреля планируется концерт лауреатов конкурса на сцене Парижской Гранд-Опера, где работал Лифарь, а потом состоится такой же концерт и в Москве. Там же планируем и большую художественную выставку.

Много внимания в этом году будет уделено паркам -- на них выделено 2 млн грн. Так, в Голосеевском парке будет реконструкция, и в одном из моих любимейших парков -- Партизанской славы в Дарнице, который открыт всем звездам, солнцам и ветрам. Дополнительные средства выделены и на библиотеки. Это очень сложный вопрос, особенно много проблем с пополнением фондов украиноязычной книгой. В этом мы помогаем издательствам и писателям.

-- А что, сегодня, когда идет сплошная интернетизация, пользуются ли популярностью библиотеки?

-- Вы можете прийти в любую библиотеку и увидите, сколько людей сидят в читальных залах. У многих нет компьютера, да и не всегда там можно найти ту информацию, которая есть в книгах. А потом -- осталась еще любовь к печатному слову, хочется просто перелистывать любимые книги. Но, кстати, Интернет мы тоже будем активно использовать: идет полная компьютеризация библиотек.

"ЗАДОРНОВ БЬЕТ УКРАИНУ ПО ЛИЦУ, А МЫ СМЕЕМСЯ, КАК ДУРАЧКИ"

-- Александр Павлович, помню, когда открывали отремонтированный кинотеатр "Киевская Русь", вы говорили, что раньше в отношении возрожденных кинотеатров завидовали Москве. Эта "зависть" осталась и сегодня?

-- Раньше мне не верили, когда я говорил, что мы вернем-таки кинозрителей. Это мое профессиональное удовлетворение, прежде всего, как актера, а потом уже как чиновника. И мы не должны забывать, что первый такой прорыв сделали частники, владельцы "Кинопалаца". Но они это сделали потому, что у них были свободные деньги, чего нет в бюджете. Я первым начал говорить о необходимости приватизации кинотеатров (как во всем мире). А сколько пришлось искать инвесторов, какую работу пришлось провести, какие препятствия преодолеть, чтобы, благодаря Зинаиде Кедровой сделать "Украину". Только и слышали: "Как же так, а вдруг заберут?". Я говорил: "А почему "Украина" не может быть частным кинотеатром, если люди туда вложат миллионы гривен? Пожалуйста. Ведь для зрителей это не имеет никакого значения". И так обновили кинотеатр! Но когда мы сделали несколько кинотетаров, то цену с 70--80 гривен, которая была в "Кинопалаце", снизили до 20--30 гривен на первый показ, ввели льготы для студентов. А если мы сделаем и другие кинотеатры! Ведь посмотрите: в "Ленинград" уже пошли зрители, сейчас делаем "Флоренцию", потом "Братиславу" -- то есть, должно остаться семь базовых кинотеатров в коммунальном хозяйстве города для того, чтобы отдавать, в первую очередь, экран нашему кино, которое, я думаю, все же встанет с колен. Конечно, нужны законы. Вышел же закон (хотя и в обрезанном виде) о гастрольной деятельности, который мы так ждали! Какая-то копейка пойдет и на гастрольную деятельность наших собственных коллективов. Чтобы мы, например, могли поехать в Луганск к Мише Голубовичу (народный артист Украины, начальник Луганского горуправления культуры. -- Авт.), а он мог приехать к нам.

А те же фольклорные коллективы! Ведь только одного концерта коллектива для отчета мало. Почему мы должны все отдавать на откуп российским и западным гастролерам, причем, представителям только шоу-бизнеса? Хочется видеть не только Филиппа Киркорова или Михаила Задорнова (который, кстати, в своих выступлениях так Украину бьет по лицу, а мы смеемся над собой, как дурачки)! Почему американцы могли сказать: "Нет, он больше к нам не приедет"? Потому что они гордые и уважают себя. Думаю, и классическая музыка в Киеве очень затребована: ведь когда выступают такие мэтры, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков -- на концерты билеты невозможно купить.

-- В прошлом году был юбилей великого украинского певца Бориса Гмыри. Долгое время говорится о его музее. И памятник хотели поставить возле филармонии, а потом пошли разговоры, что уже где-то в микрорайоне?

-- Там все дело в том, что на том же этаже, где находится квартира Гмыри, в которой хотят сделать музей, есть еще одна квартира, которую семья готова продать с тем, чтобы Анна Васильевна Принц перешла туда, а эту квартиру сделать мемориальным музеем. Сейчас этот вопрос рассматривается, и в принципе будет решен. Нельзя, конечно, сделать все квартиры музеями, но к сожалению, "ушли" квартиры Бучмы, Ужвий... Борис Гмыря -- фигура всемирного масштаба, и тут мы должны все сделать. Что-то мы уже смогли: помогли выпустить его диски, и на этот год выделили средства, чтобы вышла целая его антология.

Многим выдающимся личностям нужно ставить памятники. Но, к примеру, и по Симону Петлюре сейчас идут достаточно жестокие баталии -- ставить или нет. Но я стою на тех позициях, что если мы поставили памятник Щорсу, то имеем право ставить и Петлюре, потому что он был не меньшим патриотом, чем Щорс. Или Скоропадскому -- какая выдающаяся личность! Кто может сказать, что он не патриот? Он просто по-другому видел Украину.

Что касается памятника Гмыре, то пока неизвестно, где он будет. А возле филармонии я прошу, чтобы все-таки был уникальный памятник Веделю. Наконец-то решили и по памятнику князю Святославу в начале Андреевского спуска -- думаю, что он всех удивит.

"В ЗАСТОЙНЫЕ ВРЕМЕНА МЕНЯ СПАСАЛО РАДИО"

-- В этом году юбилей великого певца, нашего земляка Ивана Семеновича Козловского. Город об этом помнит?

-- Фонд имени Козловского уже активно работает. В конце декабря в филармонии был большой концерт, посвященный этой дате. Есть предложение провести конкурс теноров имени Козловского. Посмотрим, как будет по финансированию, идея, конечно,
хорошая. Этот юбилей мы не пропустим, потому что он великий певец, до последних дней помнивший об Украине. Вспоминается, когда мы приезжали с Театром им. Франко в Москву, первым приходил и со всеми здоровался Иван Семенович Козловский. Точно также обязательно будет отмечаться 110-я годовщина со дня рождения Александра Довженко. Я обратился в Министерство культуры с просьбой исполнить его последнюю волю -- похоронить на родине, в Украине. Ведь человек просил об этом, почему же гения не возвратить домой? Именно ваша газета подняла эту тему, и когда я это прочитал, сразу же начал раскручивать. А недавно на радио записал "Дневники" Довженко -- знаете, такой тяжелой передачи у меня еще не было. Просто пропадал голос от волнения -- там такие страшные слова. Когда-то почти в центре города был кинотеатр имени Довженко. Сейчас он приватизирован, и хотя там сохранится кинопоказ, название ушло. Поэтому мы будем настаивать, чтобы в этом году кинотеатру "Жовтень" присвоили имя Довженко.

-- Вы один из инициаторов возвращения в Украину имен наших славных соотечественников. А ведь у нас еще есть Сергей Бондарчук. Тоже как-то надо увековечить это имя..

-- У нас много осталось кинотеатров с ни к чему не обязывающими названиями: "Юность", "Ровесник", "Алмаз", "Слава". Так что можно какому-то дать его имя. Реально дать имя Бондарчука и одной из киевских улиц, думаю, что возражений у членов комиссии не будет.

-- В прошлом году очень жаловался Киевский Международный кинофестиваль "Молодость", что город ему совершенно не помогает

-- Говорю откровенно, что обязательно поставлю вопрос об увеличении финансирования "Молодости". Фестиваль носит имя столицы, и потому она должна помогать, действительно, лучшему нашему кинофестивалю -- и не только Украины.

-- Уже давно стоит вопрос о внешнем виде Молодого театра, на ремонт которого не выделяются средства. Что-то будет делаться?

-- Обязательно. Вы сказали о Молодом театре, а у меня есть еще один "кричащий" объект -- музыкальное училище имени Глиэра. Эти два объекта в ряду приоритетных. К сожалению, строения стареют быстрее, чем люди. Для училища будем искать инвестора, потому что там не только фасад, там обязательно нужны дополнительные классы, залы. Проект рассчитан на 45 млн грн. А как можно говорить об этой сумме, или, скажем, о 49 млн для кукольного театра, который пока что живет в прыймах в детском саду? За здание для него в кинотеатре "Днепр" я боролся десять лет, было четыре распоряжения, потому что кому-то там хотелось сделать или ресторан, или казино -- ведь какое чудесное место: над Крещатиком, в парке. И я верю, что здесь будет один из лучших детских театров Европы. Но ведь еще нужно заканчивать и Театр на Подоле, а это еще 25 миллионов! И это все городские деньги! Мы говорим не о сегодняшнем дне, а о том, что уже тянется десятилетиями и не решается.

-- Поговорим о вашем собственном творчестве. Помнится, вы начинали радиопроект "Гамлет"?

-- Почему "Гамлет"? Потому что, к сожалению, не многие откроют сегодня книгу. А это бессмертные мысли -- пусть хоть часть людей услышит. Вскоре будет его всеукраинская премьера. К сожалению, Ада Николаевна Роговцева не смогла записать Гертруду. Мы ждали очень долго и задержались именно из-за нее. И Степан Олексенко тоже не смог записать Короля. На эту роль взяли Леся Заднипровского, Лаэрт -- Николай Боклан, Полоний -- Алексей Вертинский. Перевод Юрия Андруховича, а музыка -- Юрия Шевченко. Спектакли проходят, кино сейчас почти не снимается -- какой след оставит сегодняшнее поколение артистов? Пусть они хотя бы в фондах радио останутся.

Я уже не снимаюсь года три, но ностальгии нет, потому что когда были застойные периоды в театре, меня спасало радио. Сейчас хочу возвратиться к творчеству Андрияшика, хотелось что-то новое записать и Андруховича. Ведь я первый писал его произведения, когда все удивлялись, как этот текст можно выговорить -- а он мне на душу лег. Я также записал 19 частей книги Президента "Украина -- не Россия" -- это для меня кусок жизни. Готов подписаться под каждым словом, что прочитал -- они полностью отвечают моей позиции. А, вообще, считаю также одной из проблем уменьшение радиофикации. Это сейчас непоправимая беда, потому что во многих регионах радио, тот самый "брехунець", который стоял у каждого на кухне, и сегодня необходим, как источник информации...