1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №44 (1688) за 26.02.2004

ПОСЛЕ ДРАКИ РУКАМИ НЕ МАШУТ?

О самой больной для горожан теме -- повышении тарифов на проезд в автобусах-трамваях-троллейбусах и метро -- чиновники от транспорта твердят, как о неотвратимом факте. Позавчера транспортники и представители профсоюзов обсуждали "ситуацию по упорядочению цен на транспорте". "Рукопашную" накануне возле КГГА между сторонниками и противниками подорожания проезда собравшиеся упомянули вскользь.

ОБЕИМИ РУКАМИ "ЗА"

Складывалось впечатление, будто и не было под мэрией потасовки. "Повышение цен переходит из экономической плоскости в политическую", -- прокомментировал произошедшее под стенами КГГА Валерий Кирьян, начальник главного управления промышленности, транспорта и связи столицы. Он в который раз заверил, что повышение необходимо. А позиция властей относительно этого -- под контролем ряда министерств и комитетов.

-- Вопрос повышения тарифов на проезд в общественном транспорте поднимался и раньше, -- поведал Василий Яструбинский, начальник главного управления по вопросам ценовой политики. -- В прошлом году этого не произошло, хотя экономические основания были. И что мы выиграли? Меньше платили, но на целый год оттянули улучшение транспортного обеспечения Киева.

Дальше разговор пошел об льготниках, мол, по нынешней системе оплаты нельзя вести учет пассажиров, коих можно разделить на три группы. Первая (одноразовая оплата) учету поддается полностью, у второй (проездные билеты) и третьей (льготники) точное количество поездок вычислить невозможно. Яструбинский предлагает иной способ, европейский:

-- Верховная Рада могла установить платный проезд для льготников (за них, по решению городских властей, будут рассчитываться платежеспособные граждане. -- Авт.). Хотя бы две копейки, копейку или полкопейки, что позволило бы вести учет таких пассажиров.

Впрочем, по неофициальной информации, попытки подсчитать перевозимых льготников были, о чем в редакцию сообщали водители нескольких троллейбусных маршрутов.

Однозначно высказались за повышения тарифов, подкрепляя выступления цифрами, руководители коммунальных предприятий "Киевский метрополитен" и "Киевпастранс" -- Николай Шавловский и Николай Ламбуцкий. Аргументы? Нужно поднимать зарплаты водителям и слесарям, менять и обновлять подвижной состав. Начальник "подземки" заверил, что сейчас убыток от каждого перевезенного пассажира -- 16,4 коп. Красной нитью во всех выступлениях проходила мысль: подорожание -- очень даже щадящее из-за понимания финансовых нужд народа, дескать, цены необходимо поднимать конкретнее.

Если цены возрастут, то... С 14 марта разовый проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах составит 75 коп., в метро -- 1 грн. Месячные проездные в наземном транспорте подорожают на 37% и будут стоить 23--25 грн. (ныне -- 17), в "подземке" -- на 50%. С проездным на длительный период разовая поездка обойдется дешевле. Цена месячного билета на два вида наземного транспорта с 33 грн. подскочит до 45 (наземный плюс метро -- до 51), на три вида -- с 40 до 55 грн., на четыре -- с 57 до 85--90 грн. Квартальный проездной на автобус-трамвай-троллейбус будет стоить 151 грн., полугодичный -- около 300 грн., годичный -- 580 грн.

О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ?

Например, о холостых пробегах транспорта, которые, по неофициальным данным, в год составляют миллион километров. Имеется в виду подача автобусов, троллейбусов, трамваев на маршруты, когда они возят... воздух.

Возьмем для начала троллейбусные маршруты NN 6, 18. Каждое утро 40 машин-"гармошек" выезжают из депо возле станции метро "Шулявская", чтобы везти пассажиров с массива "Минский" и Куреневки в центр города, тратя как минимум полчаса на дорогу к конечным остановкам. Как результат, в ожидании "рогатика" собираются сотни пассажиров -- посадка похожа на штурм Бастилии. На самой же Куреневке есть большое депо: от него на маршрут ехать пару минут.

Пример второй -- троллейбусы NN21, 22, 27 пробегают под окнами депо на Шулявке, хотя выезжают на маршрут из депо, которое находиться возле аэропорта "Жуляны"(!). Интересно, сколько можно сэкономить электроэнергии, додумайся чиновники выпускать на эту линию машины из депо на ул. Довженко?

Далее -- автобус N6 "Село Троещина -- Ленинградская площадь". Машины выезжают из автопарка на Сырце, прибывают на Ленинградскую пл. (это -- 20 км!), отмечаются здесь у диспетчера и едут в село. Так вот экономим горючее...

Пример четвертый. Чтобы людей с Троещины привезти к 5.45 к станции метро "Петровка", троллейбус N30 должен выехать из депо на Куреневке в 4.30 утра. Для этого водителей, живущих на Левом берегу, развозка должна забрать из дому в три-полчетвертого. Не проще ли построить троллейбусное депо на Троещине?

Подобных примеров -- масса. И за эти просчеты платить придется нам с вами.

ОБЕИМИ РУКАМИ "ПРОТИВ"

Как сообщает пресс-служба Антимонопольного комитета Украины, порядок образования новых тарифов и методология их формирования вызывает ряд вопросов. В частности, комитет не соглашается с формулой расчета, предусматривающей покрытие проезда льготников за счет платежеспособных пассажиров. Также АМКУ обеспокоен включением в стоимость расходов, непосредственно не связанных с транспортными услугами. Речь идет, в частности, о материальном поощрении работников, использовании служебного транспорта, спонсорской помощи, социально-культурных мероприятиях, уплате штрафов и пени.

"Антимонопольный комитет поддерживает необходимость реформ в сфере общественного транспорта столицы, -- отметил Алексей Костусев, председатель АМКУ. -- Но мы выступаем за то, чтобы они происходили открыто, прозрачно и понятно для потребителей. В основе каждого тарифа должен лежать не только глубокий экономический, но и социальный анализ. Комитет убежден, что при сложившихся условиях повышение цен на проезд в общественном транспорте Киева будет преждевременным", сообщает пресс-служба АМКУ.

P.S. Когда верстался номер, стало известно заявление Василия Яструбинского о том, что 2 марта его управление подаст на рассмотрение КГГА проект распоряжения с конкретными цифрами, и на следующей неделе будет принято окончательное решение. Он добавил, что внесено предложение о разной стоимости билетов на проезд в наземном транспорте в зависимости от места его покупки. Билет, приобретенный у кондуктора, может стоить 1 гривню, а купленный в киоске -- 75 копеек. Заявление Антимонопольного комитета Украины о преждевременном повышение тарифов на проезд Яструбинский назвал необоснованным.