1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №45 (1689) за 27.02.2004

УКРАИНА МОЖЕТ СТАТЬ ОТСТОЙНИКОМ ДЛЯ НЕЛЕГАЛОВ СО ВСЕЙ ЕВРОПЫ,

Ни одна страна не хочет терпеть на своей территории чужаков-нарушителей, которые ищут лучшую жизнь. Хоть Украину и сложно отнести к разряду государств с высоким уровнем жизни, к которому стремятся выходцы с Востока, нелегалов у нас хватает. Но вовсе не потому, что их прельщает украинский чернозем или трубопрокатная промышленность. Просто наша страна -- самое широкое окно в Европу. Оттого и пестрят газетные страницы многочисленными сообщениями о поимке то одной, то другой группы нелегальных мигрантов. Впрочем, задержанные -- лишь малая часть огромного человеческого транзита. "Сегодня" попыталась проследить путь нелегального мигранта из Азии в Европу.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВСЛЕПУЮ

Нелегалов можно разделить на две категории. Первая -- это люди, которые приехали сюда то ли на учебу, то ли на работу, то ли к родственникам, но вовремя не зарегистрировались в соответствующих органах или просрочили срок пребывания. Основная их масса -- выходцы из стран бывшего Союза. Они, по сути, особой опасности не представляют, поскольку рано или поздно либо покидают страну, либо являются в органы регистрации для получения официального статуса. К ним у государства достаточно спокойное отношение -- большинство может отделаться штрафом и с успехом получить гражданство или статус беженца.

А вот вторая категория -- гораздо более многочисленная -- создает массу проблем. Речь идет о настоящих нелегальных мигрантах. Подавляющее большинство из них -- выходцы из азиатских стран: Китая, Шри-Ланки, Индии, Пакистана, Афганистана, Бангладеш... В поисках лучших условий жизни, нежели у себя на родине, они соглашаются на далекое путешествие в какую-то из европейских стран. Кто-то решается покинуть родные края без какого-либо намека на успех предприятия и представления о цели путешествия вообще. А кого-то зовут родственники-знакомые, уже обустроившиеся в Европе.

ПУТИ МИГРАЦИИ

Естественно, что такая миграция происходит не наобум, а по налаженным каналам, организацией которых занимаются транснациональные группировки. Путешествие может быть как стремительным, буквально за считанные дни, так и растянутым на очень долгий срок. Стоимость его достигает 30 тысячи долларов с одного человека. Чем больше денег -- тем быстрее, надежнее и комфортнее поездка.

Сначала мигрант должен попасть на территорию России. Здесь предпочтителен легальный въезд: либо по ученической визе, либо по трудовой. Учитывая бедность стран-доноров, большинство выезжает из страны, имея деньги лишь на первый этап пути. То есть по приезде в Российскую Федерацию мигрант платит за первый семестр обучения в каком-то недорогом вузе и на полгода получает право на спокойное проживание. Однако конечная цель ведь вовсе не диплом вуза, посему время используется для зарабатывания. Основной способ приложения сил -- торговля на многочисленных рынках. Тем же занимаются и нелегальные мигранты, незаконно попавшие в Россию извне, которые изначально находятся на нелегальном положении.

За полгода таким образом заработать на следующий этап путешествия мало кому удается. Кто-то продолжает торговать, а кто-то переключается на криминальные виды зарабатывания -- часто это наркотики и оружие. А выучившие мало-мальски русский язык успешно вливаются в прибыльный миграционный бизнес -- пообтершись в России и изучив географию, они становятся звеньями в интернациональной цепи, помогая своим соотечественникам, имеющим необходимое количество долларов, в нелегком "мигрантском" деле. Заработав на этом достаточно -- сами трогаются в путь.

В УКРАИНУ

На каких-то квартирах в пролетарских районах городов укомплектовывают группы. Когда собирается достаточное число, людей плотно грузят в маловместительный транспорт (в лучшем случае это будет потрепанный микроавтобус) и отправляют в приграничные районы. Здесь их принимает очередное звено группировки, задача которого -- переправить клиентов в Украину. Это -- хлеб жителей приграничных районов как России, так и Украины. И это уже совершенно новый этап нелегальной миграции, поскольку напрямую связан с уголовно наказуемыми преступлениями, тогда как до этого момента речь, по большей части, шла об административных правонарушениях. Уголовный кодекс предусматривает наказание за незаконное пересечение границы вплоть до пяти лет лишения свободы, а за переправку можно сесть и на семь.

В зависимости от обстоятельств и наличия транспорта выбирается путь, по которому пойдет (или поедет) группа. "Благо", объездных и обходных дорог вокруг контрольно-пропускных пунктов много. Но часто путь прокладывается и по пересеченной местности. Причем проводники из числа наших земляков или россиян не особо спешат непосредственно сопровождать азиатов -- они предпочитают лишь указывать тем направление движения, иногда отправляя с ними кого-то из числа их же соотечественников, знающих маршрут, а сами, официально перейдя границу в пункте пропуска, уже дожидаются группу на нашей территории. Если все прошло гладко, в условленном месте нарушителей встречает транспорт. Или в ожидании оного проводники какое-то время держат путешественников в хлевах и сараях.

Однако далеко не всегда нарушители выходят к месту назначения. Офицеры Сумского погранотряда, на долю которого приходится значительный поток нелегалов, рассказали корреспонденту "Сегодня" историю одной группы. Несколько десятков азиатов вынуждены были пересекать границу через нехоженый лес зимой. Заблудились. И после трех дней скитаний оголодавшие и обмороженные вышли к какому-то селу и сдались пограничникам.

ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ШЛИ НА НОВЫЙ ГОД

Участок российско-украинской границы, находящийся в ведении Сумского отряда Государственной погранслужбы, -- наверное, самый беспокойный. Пересечение кордона здесь наиболее удобно в географическом смысле -- отсюда прямая дорога к центральным областям Украины. А оттуда -- на Запад. Едва ли не ежедневно пограничники то одной, то другой заставы задерживают нарушителей.

Сейчас в изоляторе погранотряда находятся 11 бангладешцев. Этой группе удалось беспрепятственно пересечь российско-украинскую границу и всю территорию нашей страны. Однако не повезло на самом последнем рубеже, уже вблизи от цели -- их задержали при попытке проникновения на словацкую территорию.

В группе граждан Бангладеш двое молодых людей, которые вполне сносно могут изъясняться на русском языке. Они, судя по всему, как раз из той категории нелегалов, которые пытаются заработать на помощи своим соотечественникам. Махур Рахман (так назвался 25-летний парень) приехал из Бангладеш в Санкт-Петербург и поступил в медицинскую академию. Жил в общежитии, работал на рынке. И, говорит, скопил 200 долларов, которые нужно было заплатить за дорогу. Рассказывает, что сначала направился в Москву, где присоединился к группе своих земляков. На микроавтобусе всех их повезли в сторону Украины. 31 декабря высадили в лесу, и проводник в новогоднюю ночь повел их через лес. Шли около 3--4 часов. Вышла группа уже на украинской территории, где ждали две легковушки. Низкорослые азиаты были плотно усажены в машины и отправлены в какой-то большой город. Спустя несколько дней направились на словацкую границу, где и были задержаны. После -- возвращены назад, в Сумскую область. Махур говорит, что не имеет никакого желания ехать на родину -- его устроит возвращение в Питер. А там уж куда кривая выведет...

Второй русскоговорящий бангладешец Шамсул Хак до недавнего времени был студентом Европейского университета в Киеве. Говорит, что ехал по приглашению друга-пакистанца в Словакию, присоединившись уже здесь, в Украине, к группе своих земляков. На родину возвращаться тоже не желает.

Если с этими двумя вопрос рано или поздно решится, поскольку их документы находятся в зоне досягаемости, говорят пограничники, и они отправятся домой, то остальные девять человек по сути невыездные. И именно в этом заключается основная проблема нелегальной миграции для Украины -- невозможность выслать этих, а также сотни других мигрантов, с территории нашей страны.

ДЕНЕГ НА ДЕПОРТАЦИЮ НЕТ!

Сейчас будущим каждого задержанного мигранта-нарушителя озабочены два органа -- Госпогранслужба и Министерство внутренних дел.
И главное препятствие к тому, чтобы просто отдать посольству страны, откуда он прибыл, этого человека -- отсутствие посольства в Украине как такового.

Вторая проблема -- идентификация этих лиц. У подавляющего большинства нет никаких документов. Зачастую нет возможности даже выяснить страну происхождения. Чтобы человека депортировать, надо знать куда и быть уверенным в том, что его там примут. Это длительная и далеко не всегда успешная процедура: направление запроса на предполагаемую родину, ожидание ответа с подтверждением, что такой человек действительно существует, и готовностью принять его назад. Если же, скажем, афганца, без соблюдения этой процедуры, попытаться передать в Афганистан, у той стороны возникает вопрос: а почему, собственно, вы решили, что он именно афганец, а не какой-нибудь пакистанец.

Как уже упоминалось, в Украине часто нет посольств тех или иных стран-доноров, и вопросы идентификации личности приходится решать через Москву. Этот момент является составляющей третьей проблемы -- непомерных расходов на содержание, идентификацию и депортацию. В бюджете МВД на борьбу с нелегальной миграцией предусмотрено три миллиона гривен, но этого явно недостаточно не только для выдворения нелегалов, но даже для их здесь содержания. Поэтому, как правило, выдворение происходит в добровольном порядке. И только уже в крайнем случае, если он или его родственники не могут или не хотят оплатить проезд, принимаются принудительные меры. И лишь при финансовой помощи каких-то международных организаций. Пока же помощи нет -- нелегал сидит в Украине. Сколько у нас сейчас таких, сказать никто не берется...

Заместитель председателя Государственного комитета по делам национальностей и миграции Юрий Сухов рассказал "Сегодня", что сейчас уже выделены деньги в бюджете и идет сооружение пункта в Черниговской области, где нелегальные мигранты будут содержаться до решения вопроса по ним. Такой же пункт планировалось создать и в городе Сторожинце Черновицкой области. Однако, в отличие от Черниговского, место под него Кабмин выделил непосредственно в центре города, а потому такое решение в штыки восприняло местное население, которое поддержал и Президент. Сейчас Госкомнацмиграции подыскивает новое место, чтобы обеспечить таким пунктом и западный регион. Однако не вечно же нелегалы будут находиться на территории Украины.

УКРАИНА БУДЕТ КРАЙНЕЙ?

"Если мы задерживаем нелегалов непосредственно в пограничной зоне, то согласно договору между погранслужбами, возвращаем их в Российскую Федерацию, -- рассказал "Сегодня" начальник Сумского погранотряда Вадим Легкодух. -- Если же в глубине территории, то будь мы хоть трижды уверены, что они пришли из России, она их назад уже не возьмет!"

С ростом потока нелегальных мигрантов встал вопрос о так называемой реадмиссии. Соответствующие договора между странами-соседями регламентируют возвращение нарушителя в страну, из которой он прибыл, независимо от места его задержания. С Россией у нас такого договора нет, равно как и у РФ с азиатскими странами. Страны Евросоюза не имеют таких договоров с Украиной. То есть, если мы заключим договор реадмиссии с Россией, то она будет принимать нелегалов обратно, но ей их некуда будет девать, поскольку у нее отсутствуют соответствующие договоренности со странами-донорами.

Европейский Союз, вплотную столкнувшись с проблемой нелегальной миграции, возникающей из-за прозрачности российских и украинских границ, в свою очередь предъявляет к нам требование, чтобы был заключен двусторонний договор о реадмиссии между Украиной и ЕС. Сейчас ведутся переговоры и готовится проект соглашения.

"Со своей стороны мы обратились к Европейскому Союзу, -- поведал замглавы Госкомнацмиграции Юрий Сухов, -- чтобы они нас поддержали в стремлении заключить соответствующий договор с РФ. Мы не являемся донорами этих нелегалов. И если нам Евросоюз начнет их в большом количестве поставлять, мы должны будем иметь возможность передать их дальше. В свою очередь Россия должна продолжать цепочку, заключая договора с непосредственно странами происхождения нелегальных мигрантов".

Однако рассчитывать на такой сценарий развития добрососедских отношений вряд ли приходится. Украине, конечно же, рано или поздно придется подписать договор с Евросоюзом, но со стороны России такой жест вряд ли возможен. И в итоге выйдет так, что Украина окажется отстойником, в который будут "сбрасываться" нелегалы из Европы без возможности их передачи "по этапу". Своими силами придется устраивать будущее огромного числа людей из азиатского региона. Что самое главное, потоки нелегалов от этого вряд ли снизятся, равно как и прибыли группировок, прокладывающих коридоры для мигрантов.