1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №46 (1690) за 28.02.2004

ТАЙНЫ ТЕПЛОХОДА Т. Г. ШЕВЧЕНКО"

Посетить теплоход "Т. Г. Шевченко" -- четырехпалубный круизный красавец -- может не каждый. Стоящее на приколе судно охраняется, а путешествие на нем в летнее время не всем по карману. Мне повезло пройтись не только по его палубам, но и побывать в святая святых -- каюте капитана Анатолия Кота, куда пригласил гостеприимный хозяин.

ШЕВЧЕНКО В ПОЛОСКУ -- ПОДАРОК НИКАСА СОФРОНОВА

Здесь пели Юрий Шевчук и Владимир Засухин, бывали многие звезды эстрады. Да и сам капитан неравнодушен к музыке -- на "ты" со многими музыкальными инструментами и в рейс не отправляется без гитары. Разговор сопровождался осмотром подаренных Коту вещей и курением кальяна с легким яблочным табаком.

Сразу же замечу, что "Т. Г. Шевченко" -- единственное нероссийское судно, которому разрешили "бороздить" Волгу, каналы и озера восточно-северного соседа, и посетившее Санкт-Петербург во время празднования его 300-летия.

Чувство юмора капитана Кота, заслуженного работника транспорта Украины, оцениваю по копилке в виде рыжей мурки с надписью на боку: "Коту на мобильник". Эту вещь его подчиненные приобрели в Казани, удивив продавщицу безудержным весельем по поводу надписи. Необычный написанный тушью портрет Тараса Шевченко -- он переклеен горизонтальными полосками узкого скотча. Такое впечатление, что Кобзарь смотрит сквозь жалюзи.

-- Эту работу подарил мне Никас Софронов в 2001 году на капитанском ужине, -- поясняет Анатолий Иванович. -- Во время бархатного сезона мы возвращались из Канева в Киев. Никас на палубе нарисовал Шевченко, а на счет скотча сказал: "Такое мое видение". Софронов остался доволен круизом. Вообще же он -- прекрасный человек (фразу Анатолий Иванович применяет почти ко всем друзьям и знакомым. -- Авт.). Этим портретом я очень дорожу.

Еще один портрет Шевченко (недаром теплоход назван именем Кобзаря) -- скульптурный, напоминающий объемную маску. Свою семейную реликвию, отлитую в 1911 году мастером Гаврилко, Анатолию Коту подарил его друг Олег Столбецкий. Иконы подарены митрополитом, а кавказский кинжал -- презент полковника пограничников из Ростовского порта. Кальян привезен из Египта -- капитан любит за границей покупать вещи с национальным колоритом.

Справка "Сегодня" Теплоход "Т. Г. Шевченко" -- флагман пассажирского флота компании "Укрречфлот". Построен в 1991 году на судоверфях Германии. Его длина -- почти 130 метров, ширина -- около 17, пассажировместимость -- 270 человек. В 1994--1999 годах судно служило плавучим отелем на Одесском морвокзале. Теплоход обслуживал культурную программу эсэнговских саммитов -- 1999-го и 2000 годов, а в 2001--2002 годах -- "Таврийские Игры". На судне -- по два ресторана и бара, две сауны, бассейн, буфет, медпункт, парикмахерская. Каюты оснащены кондиционерами, холодильниками, душами и туалетами.

Во время "Таврийских Игр" в каюте под гитару Анатолия Ивановича пел Юрий Шевчук, которому настолько здесь понравилось, что он не желал уходить. Лидер группы "ДДТ" подарил капитану два диска. Дружит Кот с певцом Владимиром Засухиным, президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым.

В каюте капитана были Таисия Повалий с Игорем Лихутой, Александр Пономарев, Наталья Могилевская, Руслана, ребята из "Океана Ельзи" и "Мумий Троля". Теплоход посещал Президент Украины (его люксовая каюта -- N401), однако на судне не ночевал. Трагедия с "Курском" летом 2000 года помешала морской прогулке российского президента на "Т. Г. Шевченко". Тогда готовили мощный фейерверк.

СКРИПАЧ, ДОМБРИСТ И ГИТАРИСТ

Родившийся в Коростене Анатолий Кот (там живет его 87-летний отец -- известный железнодорожник, по методу которого после войны машинисты всей страны экономили уголь в паровозах) видел свое будущее в двух профессиях -- летчика и капитана корабля. У города был военный аэродром, и Толя наблюдал, как летали и даже падали Яки. Часто с мальчишками он крутился возле летчиков, а вот моря в детстве не видел. Только Днепр вблизи Киева.

-- Отец привил мне любовь к литературе. Больше всего нравились исторические книги о войне, -- вспоминает Кот. -- А как-то на летних каникулах я прочитал пятнадцать томов Константина Станюковича, писавшего о море. Помню, в третьем классе, 1 сентября, учительница Марья Ивановна спрашивала, кто кем хочет стать. Я твердо ответил: "Буду капитаном". С того момента у меня не возникало даже мысли стать кем-то другим.

Но желания Толи было мало, поскольку его решению воспротивился отец. Он не жалел денег на музыку (дома было даже пианино), а поскольку закончивший музыкальную школу по классу скрипки мальчик "подавал надежды", хотел видеть сына в училище Глиэра. Кстати, капитан раньше играл на домбре и балалайке, умеет играть на баяне, аккордеоне и немного на бандуре, а в плавании его постоянная спутница -- гитара (Кот любит исполнять романсы). Кроме эстрадной, ему нравится классическая, органная музыка и даже церковное хоровое пение.

Не увенчались успехом и попытки отца отправить Анатолия учиться в ветеринарный и электромеханический техникумы. В Одесское мореходное училище он сына не пустил, зато посоветовал поступить в Киевской речной техникум. Потом была служба на флоте в Севастополе, работа третьим штурманом и старпомом в Запорожье. Мечта сбылась -- Кот закончил мореходку и Ленинградский институт водного транспорта. Он работал капитаном-дублером и капитаном на грузовых судах.

-- Однажды я взял в рейс отца, -- рассказывает Анатолий Иванович. -- Вернувшись в порт, он спросил меня: "Как ты можешь тут работать? Все время качает, дома бываешь редко". А я ему впервые в жизни сказал: "Папа, ты меня всю жизнь жалел. И почему сразу не пустил в мореходное училище?"

Кот работал капитаном и на "крылатом" флоте. В 1990-м перешел на круизный теплоход "Маршал Кошевой", а в 1993 году его перевели на судно "Генерал Лавриненков". В 1995 году Кот переезжает в Киев -- назначен директором департамента по мореплаванию и судовождению. И вот уже три года он -- капитан теплохода "Т. Г. Шевченко", команда которого вместе с музыкантами и гидами насчитывает 118 человек.

-- Экипаж у меня хороший, в 2001 году набирал его с нуля, -- продолжает капитан. -- Ежегодно меняется 16--18 человек. На свой-чужой людей не делю. Провинившемуся даю возможность исправиться.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КИЕВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Знаковым событием для теплохода, капитана да и всей страны стало открытие в прошлом году новой линии "Киев--Констанца--Петербург". Первый рейс судна с иностранными туристами на борту пришелся на празднование 300-летия северной столицы России. Кстати, во время капитанства на "Маршале Кошевом" у Кота была мечта совершать круизы по Волге, правда, по маршруту "Киев--Москва".

Вопрос согласовывался на уровне премьер-министров двух стран. Дело в том, что внутренние реки России с начала 90-х годов закрыты для иностранного плавания. Можно ходить лишь до Ростова-на-Дону -- там международный морской и речной порт. Дальше путь открыт только для российских судов.

Наш премьер ходатайствовал перед российским -- в связи с Годом Украины в России и для развития туризма разрешить теплоходу "Т. Г. Шевченко" совершать круизы из Киева в Петербург с заходами в Румынию, Болгарию, Крым. Вопрос согласовали шесть министерств, пограничные власти, таможенники РФ, после чего глава российского правительства подписал распоряжение о двух экспериментальных туристских рейсах украинского судна. Шутка ли, водный путь от Киева до Петербурга составил 7,5 тыс. км(!). Только из Румынии до Северной Пальмиры плыть 26 дней. Кстати, в истории судоходства такой маршрут проделан впервые.

Справка "Сегодня" Круиз проходит через три моря (Черное, Азовское, Балтийское), семь рек (Днепр, Дунай, Дон, Волга, Щексна, Сквирь, Нева) и два озера (Ладожское и Онежское). "Т. Г. Шевченко" заходил в российские речные и морские порты: Ростов-на-Дону -- Волгоград -- Саратов -- Самара -- Казань -- Чебоксары -- Нижний Новгород -- Кострома -- Ярославль -- Кижи -- Санкт-Петербург.

Маршрут очень сложный, но штурманы оказались молодцами. К примеру, в 100-километровом Волгодонском канале -- сплошные узости и расхождения с крупнотоннажными танкерами. А Волго-Балтийская система и кусочек Невы имеют мелкие и извилистые участки. Кроме того, теплоход по Днепру прошел 6 шлюзов, а от Ростова до Петербурга их 43. Есть даже дореволюционные -- шириной 18 м. При прохождении зазоры по обе стороны судна всего в пару десятков сантиметров. Несмотря на узость и ветер, стенок шлюза нельзя касаться даже слегка. Туристы отдыхают, у многих в руках -- бокалы, содержимое которых от толчка может расплескаться.

"НАМ ТУТ ЕЩЕ ХОХЛОВ НЕ ХВАТАЛО!"

Сложное место перед причалом Ростова. Мост с узким пролетом поднимается на 26 м два раза в день (на час с лишним). Поскольку на нижнем и верхнем рейдах стоят по 60 судов, бывает, не все они успевают пройти. А метрах в трехстах от моста находится речной вокзал. Приходилось проявлять чудеса судовождения, хотя Кот считает это обыкновенной работой, мастерство которой зависит от практики. "Т. Г. Шевченко" первым прошел на полном ходу, чтобы не задерживать суда сзади. Когда теплоход миновал середину пролета, пришлось сходу сделать "две машины -- стоп" и "полный назад", чтобы не "пролететь" причал. Резко уходили в сторону, ведь в 20--30 метрах шли другие суда.

В Ростове "открывается граница" -- экипажу судна меняют валюту. Российские пограничники и таможенники уважительно относились к капитану и экипажу. Правда, немецкие туристы сперва шарахались, увидев на борту 56 человек в зеленых фуражках. Небольшой казус произошел в Волгограде. По радиосвязи Кот просил освободить причал, чтобы не сорвать экскурсионную программу. А в ответ -- мол, стойте на рейде, это -- частный причал. Но гидросооружения не приватизируются и не продаются.

-- Спрашиваю: "Как вам не стыдно? Мы прошли всю Украину, где же ваша гостеприимность?" -- вспоминает Анатолий Иванович. -- Слышу: "Нам тут еще хохлов не хватало!" Мы были вежливыми, но в обиду себя не давали. Когда россияне узнали, откуда мы пришли, то зауважали нас.

На Волге сохранился пассажирский флот, которому более полувека. Реконструированные суда возят туристов. Особенно оживленное движение на линии "Москва--Санкт-Петербург". "Т. Г. Шевченко" пришел в город на Неве 9 июня, а 12-го -- ушел (празднование 300-летия началось в конце мая). В Питере хорошо приняли наш теплоход. Правда, через каждые 3--4 часа приходилось швартоваться в новом месте -- из-за большого количества судов не хватало причалов.

-- Ждем разрешение на маршрут "Киев--Констанца--Петербург" и в нынешнем году, -- говорит Кот.

КАПИТАН ТЕПЛОХОДА ПОДНИМАЛ ДНЕПРОВСКИЕ МОСТЫ

Чтобы водить пассажирские суда по Днепру, нужно иметь железные нервы. Программа круиза расписана строго, туристам надо вовремя прийти в порт (дабы успеть, скажем, пересесть на самолет в Германию). Порой приходится идти полным ходом в густом тумане, когда не видны мосты, причалы, мачта. Не может служить оправданием для опоздания и шторм. Но самое обидное -- халатность поднимающих мосты для прохода судов. Кременчугский поднимается в три ночи всего на полчаса.

-- В 2.30 я должен стоять на курсе, метров в четырехстах от моста, -- рассказывает Анатолий Кот. -- Если теплоход пришел не вовремя, круиз срывается на сутки. Мост ведь поднимут только на следующий день. В середине 90-х годов творился беспредел. Я, будучи капитаном на "Генерале Лавриненкове", сам три раза поднимал мосты. Подходили вовремя, ждали, а мост не поднимался. Приходилось с начальником милиции ездить на машине ночью по хуторам, собирать слесарей. А впереди -- Днепропетровск. Там -- еще два моста, поднимающихся одновременно. Тоже были проблемы. Я стыдил ответственного за поднятие: "Ты об Украине подумай". "Мне все равно", -- ответил. Вот такое отношение к работе. Стыдно перед иностранцами.

Кот занимался мостами, когда был директором департамента по мореплаванию и судовождению. Приходилось три ночи проводить в кабинете, поднимать звонками с постелей начальников "Укрзалізниці" и Приднепровской железной дороги, пока не убеждался, что тот же "Лавриненков" проходил под сооружением. Кстати, встал вопрос о том, чтобы за каждый подъем моста судоходная компания платила деньги. Это идет вразрез с международными нормами -- если железная дорога строит мост, который препятствует судоходству на реке, то за свой счет должна обеспечить прохождение кораблей под ним.