1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (1691) за 01.03.2004

БЕНЗИН В СТОЛИЦЕ "В ЦЕЛОМ ХОРОШИЙ"

Водители знают: работа автомобиля не в последнюю очередь зависит от качества заливаемого в него бензина. Покупая дорогое горючее, многие надеются, что получают именно то, что нужно. Недавно два научных учреждения -- Институт потребительских экспертиз и Институт биоорганической химии и нефтехимии -- провели комплексное исследование бензина, который реализуется на крупных столичных автозаправках.

Эксперты приезжали на энную заправку и просили залить в десятилитровую канистру пять литров "95-го" бензина (для того, чтобы исключить влияние случайных факторов и проверить правильно ли залито). Затем параметры "горючки" исследовались на специальном оборудовании. Принимались во внимание и "нетехнические параметры" -- например, уровень обслуживания на заправке и подготовка персонала.

Результаты этого необычного исследования следующие. Такое явление, как недолив, на некоторых заправках еще существует, однако он составил 5--10 граммов (0,1-0,2%). То есть, можно говорить, что недолив как понятие практически изжит (по крайней мере, в столице).

Октановое число бензина, купленного на заправках, соответствует ГОСТу. На "ОККО" октановое число "95-го" достигло уровня 96,3, зато это горючее имело наибольшее количество свинца, а на заправке "UP" октановое число составляло минимально требуемое по стандарту.

Бензин имеет сложный химический состав. В него входят сразу несколько различных (по составу) фракций, имеющих разную температуру кипения. Обилие легкокипящих фракций обеспечивает максимально полное испарение бензина в камере сгорания до момента его поджига искрой. Кроме фракционного состава на это влияет еще и степень нагрева топлива. При высокой степени сжатия и соответственно высокой степени нагрева возможно самовоспламенение топлива. В принципе, в дизельных движках подобный способ воспламенения -- это норма, в бензиновых же преждевременное сгорание приводит к проблемам -- например, падает мощность двигателя. При работе двигателя на бензине с облегченным фракционным составом упрощаются зимние пуски, при этом возможны повышенные потери из-за испаряемости бензина. Некоторые несоответствия требованиям по этим показателям зафиксированы на заправках "УкрАвто" и "УБ Инвест", однако успокоим читателей: в зимнее время года это допускается.

Сера, входящая в состав автомобильного топлива, при сгорании соединяется с кислородом воздуха и окисляется. Образуется кислота, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя. Принцип такой -- “чем меньше, тем лучше”. Содержание серы в бензине не должно превышать 0,1%, а с 2008 года -- 0,05%. Лучшими по этим показателям признаны "Ойкос" и "Нефтегаз-Экойл" -- уровень серы на этих АЗС равен нулю, а у "Лукойла" -- 0,03%.

С ростом содержания свинца в бензине растет токсичность отработанных газов, увеличиваются отложения на свечах и клапанах, “летят” катализаторы. Здесь тот же принцип: “чем меньше, тем лучше”. В лидеры вошли "ТНК Ойкос", "КЛО", "УБ Инвест".

Сервис многих заправок оценен на "отлично". Почти на всех АЗС есть пылесос, подкачка шин, магазинчик с автотоварами, телефон-автомат. Кое-где появляются "дополнительные навороты": банкомат, пункт обмена валют, кафешка. Среди недостатков сервиса -- отсутствие бесплатного туалета. Самый быстрый персонал -- в "Ойкосе", а в "Укравто" есть еще и мини-СТО.

-- Ситуация с наиболее популярным в столице 95-м бензином не может не радовать, -- говорит сотрудник Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец. -- Все крупные автозаправки показали достойный результат. Кое-где на заправках вывешены афиши, будто продаваемый бензин сделан за пределами СНГ, при этом его цена почти на 30 коп./литр превышала среднюю. Но оказалось, что "элитный" бензин ничем не отличается от обычного. В целом, конечно, столица -- это не показатель для Украины, здесь острая конкуренция, близость “проверяющего” начальства, да и обратиться “в случае чего” есть куда. Поэтому в ближайшее время наша программа независимого мониторинга качества продукции АЗС "распространится" на регионы...

Бензины могут быть подвергнуты контролю по очень большому количеству параметров. Но из всего многообразия исследований эксперты отобрали те, результаты которых могут быть наиболее информативны для конечного потребителя. Лучшими признаны АЗС: "КЛО", "УБ "Инвест", "Нефтегаз – Экойл", "Ойкос", "ОККО".