Выпуск газеты Сегодня №48 (1692) за 02.03.2004
НА СКОЛЬКО ПОДОРОЖАЕТ ПРОЕЗД В СТОЛИЧНЫХ МАРШРУТКАХ
К НОВЫМ ЦЕНАМ СО СТАРЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
"Ничего себе, -- скажет читатель, -- за что такие деньги?!" И сходу вспомнит, как нас возят в маршрутных такси. Прежде всего -- перегруженность машин. Перевозчики и не собирались "бороться" со стоячими пассажирами. Кто будет изгонять из салона, то есть из своего кошелька, лишних 15--20 гривен?
Далее -- выдача талончиков. Водители по-прежнему этого не делают. А относительно призыва в случае невыдачи билета обращаться в администрацию предприятия высказываются кратко: "Жалуйтесь хоть Папе Римскому...". О несоблюдении графика движения и говорить не хочется. Мало того, что большинство маршруток ездят, как вздумается, так они еще нередко съезжают с маршрута, дабы сэкономить горючее.
Словом, позитива в наших маршрутках мало. Самое обидное, что шофера действительно работают в адских условиях: рабочий день некоторых составляет 12--15 часов. Киевляне так трудиться не хотят, посему и возят нас жители пригородов и областных центров. Люди ради зарплаты готовы вкалывать круглосуточно. Как результат -- растущее количество ДТП в столице с участием маршруток.
Получается, повышать цены на этот вид транспорта нет смысла. Горючее не дорожает, комфорта нет... Разве что так, по аналогии с ростом стоимости проезда в общественном транспорте. Правда, пыл маршруточников город может запросто остудить, заставив, например, платить за пользование остановками общественного транспорта. Взаимная нелюбовь коммунального и приватного транспорта известна всем.
ТАК СКОЛЬКО ЗА ПРОЕЗД?
У маршруточников -- свой взгляд на эту проблему. Некоторые перевозчики предлагают разрешить им установить такие тарифы, которые позволили бы не заменять маршрутками общественный транспорт, а заполнить свою законную нишу, работая в режиме "маршрутное такси": предоставлять каждому пассажиру по отдельному месту для сидения. Только вот цены на такое обслуживание должны быть соответствующими -- от 1 до 2--3 грн. за одну поездку.
Но как быть с таксобусами, предназначенными и для перевозки стоячих пассажиров? Если для работы таких маршруток дотация из бюджета не выделяется, а без перевозки стоячих пассажиров ну никак не обойтись, то такие автобусы нужно перевести в экспрессный режим. Для экспрессов можно установить предложенный в начале диапазон тарифов и сделать так, чтобы они останавливались на остановках общественного транспорта (а не где попало) и не создавали аварийные ситуации и заторы на дорогах, подвергая опасности жизнь пассажиров.
Если власти согласятся с мнением части перевозчиков и вернут канувшие в Лету экспрессы с тарифами от 75 коп. до 1,5 грн., а маршруткам разрешит установить более высокие (от 1 до 2--3 грн.), выиграют многие. Хотя большинство перевозчиков вряд ли основательно "взвинтят" цены (скорее всего, до осени стоимость проезда не будет превышать 1,5 грн.). А некоторые вообще могут позволить себе оставить существующие тарифы.
Окончательного решения по поводу новых тарифов в маршрутных такси осталось ждать недолго. На днях комиссия по ценам на транспорте должна обнародовать свое решение и дату изменения цен.
ВЛАСТИ НИ "ЗА", НИ "ПРОТИВ"
-- Тарифы на проезд в маршрутках городской властью не регулируются, -- заявил на днях Василий Яструбинский, начальник главного управления по вопросам ценовой политики. -- Перевозчики на этом виде транспорта сами устанавливают тарифы. Однако управление "для себя" пыталось спрогнозировать возможность роста стоимости проезда. Наш прогноз: повышение возможно, но оно будет незначительным.